03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-29260/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 03.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловые сети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А56-29260/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Тепловые сети" (адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Боярова, д. 1; ОГРН 1054700602990; ИНН 4716024190; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (адрес: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1147847555107; ИНН 7842018964; далее - Комитет) от 11.02.2019 N 1-19 (ЭА).
Решением суда первой инстанции от 10.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Станиславского, д. 2, а также распоряжения от 15.01.2019 N 1-19 (ЭА) Комитет провел внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом, осуществляющим управление этим домом, требований жилищного законодательства к определению размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 06.03.2018 N 5-18 (ЭА), что Общество в нарушение требований жилищного законодательства включило собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома в корректировку платы за отопление за 2017 год стоимость объема тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период 2017 года.
Об устранении указанных нарушений в срок до 29.07.2019 путем исключения из корректировки платы за отопление за 2017 год объема тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период 2017 года, перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению без учета тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период, осуществления возврата собственникам помещений суммы в размере 1 125 308 руб. 44 коп. Комитет выдал Обществу предписание от 11.02.2019 N 1-19 (ЭА).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что плата за коммунальную услугу по отоплению в межотопительный период начислена Обществом неправомерно, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу требований Правил предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителю осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода (подпункт "в" пункта 3); если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 42(1) Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по соответствующим формулам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, фиксирующим общий объем тепловой энергии, потребляемой в доме, объем тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судами также установлено, что в многоквартирном доме в межотопительный период 2017 года исполнителем предоставлялась коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась.
При этом суды указали, что Правилами не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях, в качестве платы за отопление.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что включение Обществом собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома в корректировку платы за отопление за 2017 год объема тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение в межотопительный период 2017 года, противоречит упомянутым положениям жилищного законодательства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого предписания Комитета, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2019 по делу N А56-29260/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловые сети" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тепловые сети" (адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Боярова, д. 1; ОГРН 1054700602990; ИНН 4716024190) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 22.08.2019 N 6026.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.