04 декабря 2019 г. |
Дело N А56-8073/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Богаткиной Н.Ю. и Захаровой М.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 6944" Максимова Р.Н. (доверенность от 24.04.2019 N Д-7/2019) и Воловой Н.Н. (доверенность от 02.08.2019 N Д-11/2019), от акционерного общества "Центротех-СПб" Кислун А.Н. (доверенность от 20.05.2019),
рассмотрев 04.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 6944" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А56-8073/2019,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 6944", адрес: 198323, Санкт-Петербург, Волхонское ш., д. 4, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - войсковая часть), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Центротех-СПб", адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. "Л", пом. 30Н, ОГРН 1069847554644, ИНН 7805416607 (далее - общество), о взыскании 6 400 752,69 руб. расходов на выплату 49 военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений в период с 01.01.2017 по 30.09.2017.
Решением от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019, с общества в пользу войсковой части взыскано 1 187 500 руб. компенсации; в остальной части иска отказано; с общества в доход федерального бюджета взыскано 10 205 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе войсковая часть просит решение от 24.06.2019 и постановление от 24.09.2019 отменить, иск удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что статья 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) предусматривает возмещение расходов восковой части, понесенных ею за наем жилья всему личному составу войсковой части, необеспеченному жильем.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 24.06.2019 и постановление от 24.09.2019 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель войсковой части поддержал кассационную жалобу, представитель общества возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, охрана объектов общества до 30.09.2017 осуществлялась силами национальной гвардии Российской Федерации - военнослужащими истца, а также его правопредшественника - федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 3278" (далее - войсковая часть 3278).
Войсковая часть письмом от 09.04.2018 N 382/24-344 обратилась к обществу с просьбой возместить ей расходы в размере 1 381 790,32 руб., связанные с наймом в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 жилых помещений 10 военнослужащими войсковой части 3278, задействованными в охране объектов общества.
Общество письмом от 15.05.2018 N 30/1-10/70 известило войсковую часть о готовности возместить только часть указанных расходов с учетом того, что с 30.09.2017 охрана Общества силами последней не осуществлялась.
Ссылаясь на часть 4 статьи 27 Закон N 226-ФЗ, вступившего в силу 05.07.2016, войсковая часть 24.11.2018 направила обществу претензию N 382/26-1301 с требованием компенсировать ей 6 400 752,69 руб. расходов, понесенных в связи с наймом 49 военнослужащими жилых помещений.
Поскольку общество выплату компенсации не произвело, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом N 76-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
При этом названным законом не предусмотрено возложение на организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения, на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязанности по компенсации расходов по аренде жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране указанных объектов. В противном случае на эти организации будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Пунктами 2.1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление N 909) сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем 15 000 руб. в месяц, а в случае если с указанными лицами проживают 3 и более членов семьи - 22 500 руб. в месяц.
Как следует из материалов дела, общество не обеспечивало военнослужащих войсковой части 3278 и истца, не имеющих жилого помещения в Санкт-Петербурге, служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в его хозяйственном ведении. В связи с этим указанные военнослужащие осуществляли наем (поднаем) жилых помещений, а войсковая часть компенсировала им их расходы в размере, установленном Постановлением N 909.
При таких обстоятельствах общество обязано возместить войсковой части ее расходы, связанные с выплатой военнослужащим, осуществлявших охрану его объектов, компенсаций за наем жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, что согласно подписанному командиром войсковой части списку военнослужащих войсковой части (т. 5, л.д. 158) непосредственное участие в охране объектов общества принимали только 10 нуждающихся в обеспечении жильем специализированного жилищного фонда военнослужащих (Ковшов А.Е., Любар Р.И., Мажников Ю.Б., Макаренков Е.В., Мизюлева Е.И., Мусагитова Г.Ф., Погосов К.Д., Сулин А.А., Цыганов А.Ю. и Юдин В.В.), которым войсковой частью выплачивалась компенсация за наем жилых помещений.
Доказательства того, что другие военнослужащие (39 человек) войсковой части были задействованы в охране общества, суду не представлены.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, в том числе выписки из протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части 3278, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости, договоры найма, а также проверив и признав правильным контррасчет ответчика, пришел к обоснованному выводу о том, что войсковая часть вправе требовать возмещения расходов, понесенных ею в результате выплаты только 10 военнослужащим, принимавшим участие в охране объектов общества, компенсаций за наем жилых помещений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование войсковой части только в размере 1 187 500 руб.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А56-8073/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 6944" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.