16 декабря 2019 г. |
Дело N А05-17375/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" Осиповой Т.В. (доверенность от 25.01.2019 N 123),
рассмотрев 12.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А05-17375/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГРАТА", адрес: 164232, Архангельская обл., г. Няндома, Спортивная ул., д. 9, кв. 14, ОГРН 1162901064611, ИНН 2918011592 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415558, ИНН 2918001587 (далее - Комитет), о взыскании 88 008 руб. расходов по уплате государственной пошлины за регистрацию прав (обременений) по концессионному соглашению от 27.11.2017.
Определением от 09.04.2019 суд по ходатайству истца произвел замену ответчика на муниципальное образование "Няндомское" в лице Комитета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены муниципальное образование "Няндомский муниципальный район" и муниципальное образование "Няндомское" в лице администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район".
Решением суда от 25.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.09.2019 названное решение отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Комитет, не согласившись с обжалуемым судебным актом, обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, взыскание с Комитета расходов Общества по уплате государственной пошлины будет противоречить принципам действующего законодательства, поскольку в силу прямого указания статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий. Кроме того, заявитель ссылается на решение суда от 12.11.2018 N А05-8336/2018, которым в удовлетворении требования Общества о признании концессионного соглашения от 21.11.2017 заключенным отказано. Таким образом, заявитель считает, что у Общества отсутствуют основания требовать исполнения обязательств по незаключенному договору.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитет поддержала доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (концедент) и Общество (концессионер) подписали концессионное соглашение от 27.11.2017, согласно которому концессионер обязуется за свой счет выполнить реконструкцию муниципального имущества, описание которого приведено в разделе 2 названного соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять бесперебойное водоснабжение и водоотведение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объекты концессионного соглашения переданы концессионеру 23.01.2018, о чем между сторонами подписан акт приема-передачи.
В соответствии с пунктом 9.1 соглашение вступает в силу со дня подписания и действует в течение 15 лет.
Концессионное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в феврале 2018 года.
В силу пункта 2.1 соглашения объектом соглашения являются объекты водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории муниципального образования "Няндомское" (далее - МО "Няндомское"), предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 соглашения, подлежащие реконструкции.
Сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, балансовой стоимости передаваемого объекта соглашения, приведены в приложении N 1 соглашения (пункт 2.2).
В пункте 3.9 соглашения предусмотрено условие о том, что стороны обязуются осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование недвижимым имуществом, входящим в состав объекта соглашения, состав иного имущества, в течение 5 дней с момента подписания акта приема-передачи. Государственная регистрация указанных прав осуществляется за счет концедента.
В отношении 12 объектов, переданных Обществу по соглашению, 18 и 21 февраля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись об ограничении (обременении) прав собственника МО "Няндомское" в пользу Общества на основании концессионного соглашения.
За государственной регистрацией права владения и пользования концессионером указанным выше недвижимым имуществом обратились три стороны (Общество, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район" и МО "Няндомское"), что подтверждается представленными в материалы дела описями документов, принятых для оказания государственных услуг.
В соответствии с пунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 и пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ за государственную регистрацию обременений указанных выше объектов Общество уплатило 88 008 руб. государственной пошлины (по 7334 руб. по каждому объекту для одной стороны), о чем суду представлены платежные поручения от 31.01.2018 N 3-5, от 16.02.2018 N 3-12.
Ссылаясь на то, что по условиям пункта 3.9 концессионного соглашения государственная регистрация прав концессионера осуществляется за счет концедента, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска на том основании, что для регистрации обременения по концессионному соглашению достаточно было заявления только от концедента, заявление от Общества не требовалось, поэтому заявленные к возмещению расходы вызваны действиями самого Общества.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, посчитал, что заявленная к взысканию сумма расходов Общества является задолженностью Комитета как стороны по концессионному соглашению и подлежит взысканию в силу положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в редакции, действующей в спорный период, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента (пункт 15 указанного закона).
В соответствии со статьями 333.16 - 333.17, 333.40 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.2 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина для организаций составляет 22 000 руб..
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 Кодекса освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, в том числе за совершением государственной регистрации обременений.
Соответственно, в случае если за государственной регистрацией обременения права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, обратились две стороны концессионного соглашения (концедент и концессионер), то в силу пункта 2 статьи 333.18 НК РФ, поскольку концедент (в данном случае органы местного самоуправления) освобождены от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается в два раза и уплачивается концессионером, не освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 данного Кодекса.
В рассматриваемой ситуации за регистрацией обратились три стороны, соответственно, госпошлина уменьшена в три раза, Общество оплатило свои расходы, а две другие стороны были освобождены от уплаты государственной пошлины.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание положения части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункт 3.9 договора, протолковав условия спорного договора по правилам статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что условие о государственной регистрации за счет концедента означает лишь то, что за государственной регистрацией обременения права владения и пользования концессионера обращается только одна сторона соглашения, а именно: концедент - Комитет. При этом из буквального содержания пункта 3.9 соглашения не следует, что в рамках данного условия концедент обязался возместить концессионеру расходы, которые концессионер мог избежать. В данном случае спорная сумма уплачена Обществом в бюджет на основании норм налогового законодательства.
Кроме того, судебными актами по делу N А05-8336/2018 спорное концессионное соглашение признано незаключенным.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ограничения (обременения) объектов концессионного соглашения прекращена.
Имущественной выгоды у Комитета не возникло.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявленная ко взысканию сумма расходов не является задолженностью Комитета как стороны по концессионному соглашению и, как следствие, оснований для ее взыскания не имеется.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), а выводы апелляционного суда о наличии оснований для удовлетворения иска не основаны на подлежащих применению к правоотношениям сторон нормах права, постановление от 18.04.2019 подлежит отмене, а решение от 26.12.2018 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2019 по делу N А05-17375/2018 отменить.
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2019 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.