24 декабря 2019 г. |
Дело N А26-8236/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Андреева К.И. (доверенность от 30.06.2019), Дягелевой О.Т. (доверенность от 31.01.2019), Крылова К.С. (доверенность от 30.01.2019), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 20.02.2018), от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Ткачук А.С. (доверенность от 09.01.2019), от Правительства Республики Карелия Ткачук А.С. (доверенность от 22.07.2019),
рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А26-8236/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", адрес: 190103, Санкт-Петербург, Дровяная ул., д. 6-8, лит. А, оф. 101-708, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Республики Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1031000043128, ИНН 1001046916 (далее - Министерство строительства), и в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство финансов), 298 410 000 руб. убытков в виде выпадающего дохода, образовавшегося вследствие невыплаты субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией в 2015 году долгосрочной целевой программы "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 N 314-П.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Карелия (далее - Правительство) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство имущественных и земельных отношений), а также государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет) и Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Министерство экономического развития).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2019, в удовлетворении иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе и пояснениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.04.2019 и постановление от 25.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что Программа представляет собой документ стратегического планирования и не устанавливает конкретных получателей средств из соответствующего бюджета, а значит, сама по себе расходных обязательств не порождает. Общество указывает, что установленная Программой обязанность публично-правового образования (субъекта Российской Федерации) предоставить арендатору объектов теплоэнергетики в 2014 - 2027 годах субсидии с целью осуществления мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, напрямую определяет расходные обязательства этого субъекта. Общество полагает, что у Республики Карелия в лице ответчиков возникла обязанность по осуществлению мероприятий по включению в бюджет Республики Карелия бюджетных ассигнований в форме субсидий в связи с реализацией Программы, инициирование постановления Правительства о порядке предоставления субсидий на реализацию данной Программы и обязанность по заключению с арендатором соглашения на предоставление субсидий на реализацию Программы, и как следствие обязанность по финансированию мероприятий Программы. В этой связи истец считает, что невыплаченные Обществу субсидии при наличии фактических затрат, связанных с выполнением работ в рамках Программы в соответствии с заключенным договором аренды имущества от 15.05.2013 N 51, являются убытками истца.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство строительства и Министерство финансов просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Определением суда кассационной инстанции от 20.11.2019 рассмотрение кассационной жалобы Общества в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось на 18.12.2019 на 11 час. 45 мин., после чего продолжено в прежнем судебном составе.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Министерства финансов, Министерства строительства и Правительства возражали против ее удовлетворения.
Министерство имущественных и земельных отношений, Комитет и Министерство экономического развития, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территориях Северного Приладожья Республики Карелия в соответствии с Распоряжением Правительства от 01.11.2011 N 631р-П Правительство постановлением от 19.11.2011 N 314-П утвердило долгосрочную целевую Программу.
В соответствии с паспортом Программы, она разработана на основании концепции долгосрочной целевой программы "Строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2026 года", одобренной Распоряжением Правительства от 01.11.2011 N 631р-П (далее - Концепция).
Данная Концепция одобрена в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территории Северного Приладожья Республики Карелия и реализации достигнутых договоренностей между Правительством и открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") о газификации Республики Карелия и реконструкции объектов теплоснабжения, в рамках Соглашения о сотрудничестве от 27.04.2005 и генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия.
Кроме того, Концепция предполагает реализацию Программы с учетом газификации Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского, Лахденпохского муниципальных районов в соответствии с генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Карелия, разработанной открытым акционерным обществом "Газпром промгаз".
Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках подпрограммы 3 "Долгосрочная целевая программа "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" государственной программы Республики Карелия "Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства от 20.11.2014 N 341-П.
Целью Программы является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей, расположенных и проживающих в районах Северного Приладожья Республики Карелия, с одновременным снижением издержек при производстве и передаче тепловой энергии потребителям.
Из паспорта Программы также следует, что государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство строительства, а ее исполнителями - Комитет и арендатор объектов теплоэнергетики, расположенных в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком национальном, Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия (далее - арендатор).
Во исполнение Программы от имени собственника государственного имущества государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (арендодатель) с Обществом (арендатор) заключен договор аренды имущества от 15.05.2013 N 51 (далее - договор аренды), согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во владение и пользование объекты теплоэнергетики, находящиеся в государственной собственности Республики Карелия, расположенные в Олонецком, Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах для осуществления эксплуатации, обслуживания, а также реконструкции указанных объектов и строительства новых объектов теплоэнергетики.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 договора аренды арендатор обязался осуществлять за счет собственных и (или) привлеченных средств и на основании разрабатываемой арендатором и утверждаемой в установленном порядке проектно-сметной документацией реконструкцию и техническое перевооружение переданных в аренду объектов и строительство новых объектов теплоэнергетики в соответствии с Программой, в которой отражено, что финансирование проектирования, реконструкции, технического перевооружения и строительства объектов теплоэнергетики осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств арендатора.
Обществом в соответствии с Адресной программой в период 2013 - 2016 годов (Приложение N 2 к Программе) и договором аренды выполнены обязательства по финансированию Программы путем привлечения заемных средств, а также по выполнению работ на общую сумму 4 164 540 000 руб., о чем в Министерство в соответствии с Перечнем, приведенным в разделе 4 Программы, предоставлены подтверждающие документы.
Разделом 4 Программы установлено, что ежегодно в период с 2014 года по 2027 год законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат арендатора, связанных с выполнением работ. Субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы предоставляются в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением Правительства о порядке предоставления субсидий.
Как следует из указанного раздела Программы, ежегодный размер субсидий составляет 1/12 от суммы займа на строительство объектов. Субсидии предоставляются с года, следующего за годом вложения средств.
Разделом 6 Программы предусмотрено, что государственный заказчик (Министерство строительства) осуществляет распределение средств бюджета Республики Карелия и средств из внебюджетных источников, в случаях их привлечения, на реализацию программных мероприятий.
Судами из материалов дела установлено, что Общество выполнило работы по строительству, реконструкции объектов теплоэнергетики, предусмотренные утвержденной постановлением Правительства от 19.11.2011 N 314-П Программой, о чем свидетельствуют соответствующие отчеты о выполнении работ (том 2 л.д. 70-100), а также отчеты об исполнении обязательств, предусмотренных договором аренды от 13.05.2013 N 51 по строительству новых объектов теплоэнергетики и акты о приеме-передаче объектов (том 4 л.д. 1-151, том 5 л.д. 1-147, том 6 л.д. 1-154, том 7 л.д. 1-54).
По соглашению от 25.12.2014, заключенному между Министерством строительства и Обществом, последнему как арендатору, осуществляющему выполнение и финансирование мероприятий Программы, была предоставлена субсидия в размере 205 410 000 руб. в пределах средств, предусмотренных на 2014 год Программой и Законом Республики Карелия от 18.12.2014 N 1850-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов".
Поскольку Законами Республики Карелия о бюджете на 2015 - 2016 годы субсидии арендатору не предусматривались, соответствующие соглашения о предоставлении субсидий с Обществом не заключались.
В претензиях от 19.03.2018 N 3549 (том 1 л.д. 71-72) и от 25.06.2018 N 7834 (том 1 л.д. 73-75) истец, указывая на нарушение Министерством строительства условия исполнения Программы в части предоставления Обществу, как исполнителю, субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы в 2015 году - в сумме 298 410 000 руб., в 2016 году - в сумме 329 910 000 руб., потребовал в срок, установленный частью 5 статьи 4 АПК РФ (30 календарных дней), обеспечить перечисление Обществу субсидии в указанном размере.
Ссылаясь на неисполнение требований претензий и считая, что невыплаченные субсидии за фактически выполненные работы в рамках Программы представляют собой убытки (упущенную выгоду), Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчиков 298 410 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении иска.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Между тем природа субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования.
Лишь при наличии заключенного между публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) и хозяйствующим субъектом соглашения, содержащего обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств - имущественное право, которое подлежит судебной защите.
В рассматриваемом случае Законом Республики Карелия о бюджете на 2015 год бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат арендатора в связи с выполнением работ, обусловленных Программой, не предусматривались.
Раздел 4 Программы, устанавливающий объем субсидий арендатору за счет бюджета Республики Карелия на период 2014 - 2027 годов, не предполагает, что в отсутствие в законе о бюджете на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на выплату субсидии эта Программа, которая в соответствии с законом о бюджете не принималась, является достаточным документом, влекущим возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Постановления Правительства от 28.12.2012 N 416-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия" финансовое обеспечение реализации Программы в части расходных обязательств Республики Карелия осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период, а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверждается законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период.
В отсутствие в бюджете субъекта Российской Федерации денежных средств для осуществления бюджетных ассигнований в 2015 году и соглашения, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, уполномоченные органы публично-правового образования не могут понуждаться к выплате субсидии либо признаваться лицами, отвечающими за убытки юридического лица (арендатора) в виде выпадающего дохода, образовавшиеся вследствие непредоставления субсидии.
Как правильно указали суды, в силу положений статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 65 АПК РФ, истец, выбрав соответствующий способ защиты нарушенного права, должен доказать, что ответчики являются лицами, отвечающими за вредные последствия, а также факты наступления вреда (убытков), их размер, противоправность действий (бездействия) государственных органов и наличия юридически значимой причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Однако в рассматриваемом случае истец не доказал неправомерность действий ответчиков и причинно-следственную связь между такими действиями и заявленными убытками.
Суды верно отметили, что на момент рассмотрения спора Программа является действующей, а значит, обязательства по субсидированию могут быть исполнены до окончания сроков ее действия, то есть до 2027 года.
При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования Общества о взыскании убытков удовлетворению не подлежат.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А26-8236/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.