г. Санкт-Петербург |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А26-8236/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца: Крылова К.С. по доверенности от 31.01.2019, Потемкина М.Д. по доверенности от 13.06.2019
от ответчиков: 1) не явился (извещен)
2) Кузнецова Р.Г. по доверенности от 20.02.2018
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16768/2019) ООО "Петербургтеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 по делу N А26-8236/2018 (судья Терешонок М.В.), принятое
по иску ООО "Петербургтеплоэнерго"
к 1) Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
2) Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия
3-и лица: 1) Правительство Республики Карелия
2) Министерство имущественных и земельных отношений
3) Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
4) Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Республике Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и в лице Министерства финансов Республики Карелия (далее - ответчики) о взыскании 298 410 000 руб. убытков в виде невыплаченной субсидии за фактически выполненные работы в рамках долгосрочной целевой программы "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 N 314-П.
Определением от 25.10.2018 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Республики Карелия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Определением от 26.11.2018 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Определением от 04.02.2019 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия.
Решением суда от 19.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец, обосновывая заявление требования, ссылается на постановление Правительства Республики Карелия от 19.11.2011 N 314-П, в соответствии с которым утверждена Долгосрочная целевая программа "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" (далее - Программа).
Паспортом программы установлено, что Государственным заказчиком -координатором Программы является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство).
Согласно Паспорта Программы, ее исполнителем является арендатор объектов теплоэнергетики, расположенных в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком национальном, Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия. Согласно договора аренды N 51 от 15.05.2013 года, заключенного от имени собственника государственного имущества Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, арендатором объектов теплоэнергетики является ООО "Петербургтеплоэнерго".
Обществом в соответствии с Адресной программой в период 2013-2016 г.г. (Приложение N 2 к Программе) выполнены обязательства по финансированию Программы путем привлечения заемных средств, а также по выполнению работ на общую сумму 4 164 540 000 рублей, о чем в Министерство в соответствии с Перечнем, приведенным в разделе 4 Программы, предоставлены подтверждающие документы.
Разделом 4 Программы установлено, что ежегодно законом Республики Карелия о бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ, в том числе на реализацию Программы в 2015 году - в размере 298 410 000 рублей, в 2016 году - в размере 329 910 000 рублей.
Разделом 6 Программы установлено, что Государственный заказчик осуществляет распределение средств бюджета Республики Карелия на реализацию программных мероприятий. Вместе с тем, Министерством, как Государственным заказчиком Программы, были нарушены ее требования, а именно:
не были осуществлены мероприятия по включению в бюджет Республики Карелия средств на предоставление субсидий в связи с реализацией Программы;
не было инициировано Постановление Правительства Республики Карелия о порядке предоставления субсидий на реализацию данной Программы;
не заключено соглашение на предоставление субсидий на реализацию программы.
По мнению истца, Министерством нарушены условия исполнения Программы в части предоставления Исполнителю субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы на сумму 628 320 000 рублей (в 2015 г - 298 410 000 рублей, в 2016 г - 329 910 000 рублей).
В связи с указанными нарушениями Обществом в адрес Министерства были направлены две претензии о выплате субсидий на реализацию Программы: N 3549 от 19.03.2018 год на сумму 298 410 000 рублей и N 3550 от 19.03.2018 год на сумму 329 910 000 рублей.
В связи с невыплатой субсидии за 2015 год, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующего.
В целях комплексного развития систем теплоснабжения на территориях Северного Приладожья Республики Карелия и в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2011 года N 631р-П Правительство Республики Карелия постановлением N 314-П от 19.11.2011 года утвердило Долгосрочную целевую программу "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" (далее - Программа, ДЦП).
В соответствии с паспортом Программы, она разработана на основании Концепции Долгосрочной целевой программы "Строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2026 года", одобренной Распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2011 года 631р-П (далее - Концепция).
Данная Концепция была одобрена в целях комплексного развития систем теплоснабжения на территории Северного Приладожья Республики Карелия и реализации достигнутых договоренностей между Правительством Республики Карелия и открытым акционерным обществом "Газпром" о газификации Республики Карелия и реконструкции объектов теплоснабжения, в рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и открытым акционерным обществом "Газпром" от 27 апреля 2005 года и Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия. Кроме того, Концепция предполагает реализацию ДЦП с учетом газификации Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского, Лахденпохского муниципальных районов в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Кареле, разработанной ОАО "Газпром промгаз".
Реализация мероприятий программы, утвержденной постановлением N 314-П, осуществляется в рамках подпрограммы 3 "Долгосрочная целевая программа "Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья Республики Карелия на период до 2027 года" государственной программы Республики Карелия "Энергосбережение, энергоэффективность и развитие энергетики Республики Карелия" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2014 года N 341-П.
Целью программы является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей, расположенных и проживающих в районах Северного Приладожья Республики Карелия, с одновременным снижением издержек при производстве и передаче тепловой энергии потребителям.
Реконструкция, техническое перевооружение и строительство объектов производится за счет собственных и (или) привлеченных средств Арендатора. Ежегодный размер субсидий составляет 1/12 от суммы займа на строительство объектов. Субсидии предоставляются с года, следующего за годом вложения средств.
В соответствии с 4 разделом Программы, ежегодно, в период с 2014 по 2027 год, законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий в целях возмещения затрат Арендатора в связи с выполнением работ. Субсидии за счет средств бюджета Республики Карелия на реализацию Программы предоставляются в порядке, предусмотренном соответствующим постановлением Правительства Республики Карелия о порядке предоставления субсидий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец свои обязательства по строительству, реконструкции объектов теплоэнергетики, предусмотренные программой, утвержденной постановлением N 314-П, исполнил, в доказательство чего Обществом представлены соответствующие отчеты о выполнении работ (том 2, л.д. 70-100), а также отчеты об исполнении обязательств, предусмотренных договором аренды N 51 от 13.05.2013 по строительству новых объектов теплоэнергетики в соответствии с ДЦП и акты о приеме-передачи объектов (том 4 л.д. 1-151, том 5 л.д. 1-147, том 6 л.д. 1-154, том 7 л.д.1-54).
Согласно отчетам ООО "Петребургтеплоэнерго" о выполнении обязательств по финансированию и выполнению работ по реализации Адресной программы показатели выполнения задач ДЦП "Средний коэффициент полезного действия теплоисточников в зонах теплоснабжения" не достигнуты, и составляет в 2013 году 70,7% против целевых 72,5%, в 2014 году 71,7% против 73,9%, в 2015 году 73,4% против 81,5%, в 2016 году 75,6% против 87,1%, в 2017 году 76,7 % против 91,3%.
Невыполнение данных показателей обусловлено отсутствием подведенного газоснабжения.
Истцом выбран способ защиты нарушенного права - взыскание убытков.
В обоснование размера понесенных убытков истцом представлены договоры генерального подряда с приложениями и дополнениями, первичная учетная документация и договоры в отношении объектов по которым были выполнены работы по реализации адресной программы, а также платежные документы.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков.
Правовые основы бюджетного субсидирования юридических лиц - производителям товаров, работ, услуг установлены статьей 78 Бюджетного кодекса российской Федерации, в соответствии с которой субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 Постановления Правительства Республики Карелия от 28.12.2012 года N 416-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Карелия" (далее - Постановление N 416-П) государственная программа является документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Республики Карелия.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права; объемов предоставляемых ресурсов либо порядка определения таких объемов.
Государственные программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 27 Постановления N 416-П финансовое обеспечение реализации государственной программы в части расходных обязательств Республики Карелия осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период, а также средств других бюджетов бюджетной системы и внебюджетных источников в соответствии с бюджетным законодательством.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ утверждается законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и на плановый период.
Законом Республики Карелия от 18.12.2014 года N 1851-ЗРК "О бюджете республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджетные ассигнования предусмотрены не были.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение положений указанной нормы права истцом не доказана неправомерность действий ответчика и причинно-следственная связи между такими действиями и заявленными убытками.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, поскольку Программа является действующей, то обязательства по субсидированию могут быть исполнены в сроки ее действия - до 2027 года, в связи с чем вывод суда первой инстанции об истечении срока исковой давности является ошибочным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав, поскольку программа как указано выше действующей, Обществом условия программы исполняются, в связи с чем у Общества возникает право на получение субсидии, однако, доказательств обращения за выплатой субсидии в установленном законом порядке, не представлено.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков, в связи с чем правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.04.2019 по делу N А26-8236/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8236/2018
Истец: ООО "Петербургтеплоэнерго"
Ответчик: Республика Карелия в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия
Третье лицо: Государственный комитет Республик Карелия по ценам и тарифам, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Министерство имущественных и земельных отношений, Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия, Правительство Республики Карелия