25 декабря 2019 г. |
Дело N А05-6781/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А05-6781/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Суханов Николай Владимирович, ОГРНИП 304292031600061, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными:
- бездействия Министерства имущественных отношений Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815 (далее - Министерство), выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории,
- отказа Министерства в утверждении схемы расположения земельных участков площадью 1374 кв. м и 2472 кв. м на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 06.04.2018 N 312-05-07/2478,
- распоряжения Министерства от 07.05.2018 N 644-р об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541, находящегося в государственной собственности Архангельской области,
и об обязании Министерства утвердить схему расположения земельных участков площадью 1375 кв. м и 2472 кв. м.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.08.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018, требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2019 решение от 27.08.2018 и постановление от 21.11.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2019 требования предпринимателя удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.06.2019 и постановление от 17.09.2019, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Министерство полагает, что предложенная предпринимателем схема расположения не соответствует требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 29:15:061201:541 площадью 51 858 кв. м, имеющий разрешенное использование "для размещения производственной базы", является объектом государственной собственности Архангельской области. Право собственности Архангельской области на участок зарегистрировано 14.09.2009.
На указанном участке расположены три объекта недвижимости, принадлежащие Суханову Н.В. на праве собственности:
- здание мастерских с кадастровым номером 29:15:061201:1441 общей площадью 1640,8 кв. м,
- склад закрытый для хранения с кадастровым номером 29:15:061201:1437 общей площадью 842,3 кв. м,
- здание гаража с кадастровым номером 29:15:061201:6006 общей площадью 196,6 кв. м.
Предприниматель 14.11.2017 направил в Министерство заявление о согласовании раздела земельного участка для в целях образования земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости и оформления прав на них.
Письмом от 29.11.2017 N 312-05-07/10679 Министерство выразило согласие на раздел участка, указав предпринимателю на необходимость представления схемы раздела.
Предприниматель 21.12.2017 направил в Министерство схему раздела земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541, в соответствии с которой предлагалось образование под принадлежащими Суханову Н.В. объектами недвижимого имущества двух земельных участков - площадью 1200 кв. м и 2320 кв. м соответственно.
Письмом от 23.01.2018 N 312-05-7/325 Министерство уведомило заявителя об отказе в утверждении данной схемы, указав на необходимость учета проезда и прохода к вновь образуемым земельным участкам.
В дальнейшем предприниматель направил в адрес Министерства новую схему раздела земельного участка, предполагающую образование под принадлежащими ему объектами двух земельных участков - площадью 1374 кв. м (для размещения и эксплуатации здания склада) и 2472 кв. м (для размещения и эксплуатации здания гаража и здания мастерских).
Письмом от 06.04.2018 N 312-05-07/2478 Министерство сообщило Суханову Н.В. об отказе в утверждении предложенной им схемы на основании пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Распоряжением Министерства от 07.05.2018 N 644-р утверждена схема расположения земельного участка площадью 21 925 кв. м на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541. В соответствии с названной схемой принадлежащие Суханову Н.В. объекты недвижимости располагаются в границах образуемого в результате раздела участка.
Полагая, что Министерство необоснованно отказало в утверждении предложенной предпринимателем схемы образования участков под принадлежащими ему объектами недвижимости, нарушило права предпринимателя как собственника объектов недвижимости при утверждении распоряжением от 07.05.2018 схемы расположения участка площадью 21 925 кв. м на кадастровом плане территории, Суханов Н.В. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 200, 201 АПК РФ, статьями 11.3, 11.4, 11.9, 11.10, 39.20 ЗК РФ, статьями 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), признали требования предпринимателя обоснованными и удовлетворили их.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Поскольку принадлежащие заявителю объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 29:15:061201:541, в отношении которого Министерством принято решение о его разделе, суды обоснованно признали индивидуального предпринимателя Суханова Н.В. землепользователем и лицом, которое в силу положений пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ имеет право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости и, следовательно, относится к тем лицам, права которых могут быть затронуты при образовании земельных участков в границах территории, на которых расположены принадлежащие ему здания.
Доводы подателя жалобы об обоснованности утвержденной приказом Министерства схемы от 07.05.2018 N 644-р расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541 лицу, которое ранее являлось собственником расположенных на участке объектов недвижимости, были исследованы судами и мотивированно отклонены.
Как обоснованно указали суды, договор аренды земельного участка Министерством не представлен, сведения о государственной регистрации аренды в отношении спорного участка в выписке из Единого государственной реестра недвижимости (далее - ЕГРН) (т.д. 1, л. 49-51) не отражены.
Положения пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, пункта 3 статьи 552 ГК РФ не препятствуют собственнику объектов недвижимости обратиться в уполномоченный орган в сфере управления и распоряжения государственным имуществом с заявлением об изменении порядка пользования земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости, в том числе путем его раздела в целях образования участка, занятого такими объектами и необходимого для их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Основания для отказа в утверждении схемы предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 16 названной статьи одним из таких оснований является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, которые, в частности, предполагают, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно производиться исходя из возможности в дальнейшем осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Как установили суды, на земельном участке площадью 21 925 кв.м, образование которого предусмотрено схемой, утвержденной распоряжением Министерства от 07.05.2018 N 644-р, помимо принадлежащих заявителю объектов недвижимости, расположены строения, в отношении которых не произведен кадастровый учет и не зарегистрированы права.
Доказательства принадлежности этих строений предпринимателю Суханову Н.В. или использования их в связи с эксплуатацией находящихся в его собственности объектов недвижимости, равно как и доказательства фактического использования заявителем для эксплуатации принадлежащих ему объектов участка площадью 21 148 кв.м, в материалы дела не представлены.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании установленных по делу обстоятельств и оценки представленных сторонами доказательств, учтя расположение на спорной территории иных строений, суды пришли к выводу о том, что Министерство в нарушение требований названных норм не подтвердило, что образование земельных участков согласно предложенной предпринимателем Сухановым Н.В. схемой расположения участков на кадастровом плане территории, не отвечает положениям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, и что площади таких участков не являются достаточными для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Приведенные Министерством в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, они получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены судами. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении норм материального права, а лишь указывают на несогласие с выводами судов.
Однако разрешение вопросов факта и переоценка доказательств в силу статей 286, 288 АПК РФ выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции и не являются достаточными основаниями для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 по делу N А05-6781/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.