г. Вологда |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А05-6781/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2019 года по делу N А05-6781/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Суханов Николай Владимирович (адрес: Архангельская область, Плесецкий район; ОГРНИП 304292031600061, ИНН 292005089471; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (адрес: город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; далее - Министерство) о признании незаконными:
- бездействия Министерства, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории;
- отказа Министерства в утверждении схемы расположения земельных участков площадью 1 374 кв.м и 2 472 кв.м на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 06.04.2018 N 312-05-07/2478;
- распоряжения Министерства от 07.05.2018 N 644-р об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541, находящегося в государственной собственности Архангельской области;
- и об обязании Министерства утвердить схему расположения земельных участков площадью 1375 кв.м, и 2472 кв.м.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.08.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018, требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2019 решение суда от 27.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что предлагаемый Предпринимателем раздел участка в отсутствие проходов и проездов к объектам недвижимости по территории участка приведет к нерациональному использованию земельного участка и чересполосице.
До судебного заседания от Министерства поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором оно сообщило о том, что распоряжением от 22.08.2019 N 936-р признано утратившим силу распоряжение Министерства от 07.05.2018 N 644-р.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 29:15:061201:541 площадью 51 858 кв. м, имеющий разрешенное использование "для размещения производственной базы", является объектом государственной собственности Архангельской области.
Право собственности Архангельской области на участок зарегистрировано 14.09.2009.
На указанном участке расположены три объекта недвижимости, принадлежащие Суханову Н.В. на праве собственности:
- здание мастерских с кадастровым номером 29:15:061201:1441 общей площадью 1 640,8 кв. м;
- склад закрытый для хранения с кадастровым номером 29:15:061201:1437 общей площадью 842,3 кв. м;
- здание гаража с кадастровым номером 29:15:061201:6006 общей площадью 196,6 кв. м.
Предприниматель 14.11.2017 направил в Министерство заявление о согласовании раздела земельного участка в целях образования земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости и оформления прав на них.
Письмом от 29.11.2017 N 312-05-07/10679 Министерство выразило согласие на раздел участка, указав Предпринимателю на необходимость представления схемы раздела.
Предприниматель 21.12.2017 направил в Министерство схему раздела земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541, в соответствии с которой предлагалось образование под принадлежащими Суханову Н.В. объектами недвижимого имущества двух земельных участков - площадью 1 200 кв. м и 2 320 кв. м соответственно.
Письмом от 23.01.2018 N 312-05-7/325 Министерство уведомило заявителя об отказе в утверждении данной схемы, указав на необходимость учета проезда и прохода к вновь образуемым земельным участкам.
В дальнейшем Предприниматель направил Министерству новую схему раздела земельного участка, предполагающую образование под принадлежащими ему объектами двух земельных участков - площадью 1 374 кв. м (для размещения и эксплуатации здания склада площадью 842,3 кв. м) и 2 472 кв. м (для размещения и эксплуатации здания гаража и здания мастерских).
Письмом от 06.04.2018 N 312-05-07/2478 Министерство сообщило Суханову Н.В. об отказе в утверждении предложенной им схемы на основании пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Распоряжением Министерства от 07.05.2018 N 644-р утверждена схема расположения земельного участка площадью 21 925 кв. м на кадастровом плане территории, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541.
В соответствии с названной схемой принадлежащие Суханову Н.В. объекты недвижимости располагаются в границах образуемого в результате раздела участка.
Полагая, что Министерство необоснованно отказало в утверждении предложенной Предпринимателем схемы образования участков под принадлежащими ему объектами недвижимости, нарушило права Предпринимателя как собственника объектов недвижимости при утверждении распоряжением от 07.05.2018 схемы расположения участка площадью 21 925 кв. м на кадастровом плане территории, Суханов Н.В. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ. Указанный порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка и основания отказа в ее утверждении определены в статье 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 11.10 указанного Кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 4 статьи 11.10 названного Кодекса подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 упомянутого Кодекса одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
В статье 11.9 ЗК РФ определены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Так, в силу пункта 4 названной статьи не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим 6 препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу требований статьи 200 АПК РФ ответчик должен доказать, что предложенная заявителем схема образования земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, таких доказательств ответчик не представил.
Фактически, при новом рассмотрении, спор между сторонами сводится к тому, какова должна быть площадь земельных участков, на право аренды которых претендует в силу статьи 39.20 ЗК РФ Предприниматель.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сказано, что в силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как следует из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Савинское" Плесецкого муниципального района Архангельской области, утвержденных решением муниципального Совета муниципального образования "Савинское" от 22.12.2017 N 95, предельные размеры земельных участков, расположенных в производственной зоне, установлению не подлежат.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ).
Принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости не являются единым комплексом, имеют разное назначение, расположены в отдалении друг от друга. Ввиду этого он предложил схему двух отдельных земельных участков площадью:
- 1 374 кв. м для размещения и эксплуатации здания склада площадью 842,3 кв.м;
- 2 472 кв. м для размещения и эксплуатации здания гаража площадью 196,2 кв. м и здания мастерских площадью 1 640,8 кв. м.
Надлежащих доказательств того, что для размещения и эксплуатации недвижимого имущества заявителя необходима площадь земельного участка в 21 148 кв. м ответчиком не представлено.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 изложена правовая позиция о применении статьи 33 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015, в период приобретения заявителем упомянутой недвижимости), в соответствии с которой при продаже земельного участка, на котором находятся принадлежащие покупателю на праве собственности объекты недвижимости, следует определять площадь, необходимую для эксплуатации принадлежащих покупателю на праве собственности объектов недвижимости.
Само по себе формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541 не является основанием для предоставления данного участка в собственность.
Довод Министерства о том, что спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного строительной организации, с разрешенным использованием для размещения производственной базы, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Неправомерно вменять Предпринимателю использование для эксплуатации приобретенной недвижимости (не для строительной деятельности) территорию более 21 тыс. кв. м (согласно схеме ответчика) только ввиду того, что раньше земельный участок принадлежал строительной организации и на нем размещен комплекс производственных строений, зданий, сооружений.
Представленный ответчиком акт осмотра земельного участка от 12.03.2018 составлен представителями Министерства в отсутствие заявителя, главой МО "Савинское" Куроптевым И.Ю. не подписан.
Ни акт, ни приложенные к нему фотоснимки не подтверждают фактическое использование заявителем площади в 21 148 кв. м.
Суд первой инстанции проверил предложенную заявителем схему на предмет соответствия требованиям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ по отношению к участку, который в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541 на основании представленной Предпринимателем схемы остается в измененных границах
При установлении в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ запрета на вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу Кодекс не раскрывает указанных понятий, на что обращено внимание в письме Минэкономразвития России от 13.06.2013 N Д23и-1564.
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что раздел земельного участка по предложенном Предпринимателем схеме не повлечет за собой изменение разрешенного использования или сложившегося землепользования, не ухудшит состояние и качество земель, не приведет к нерациональному использованию земли, к увеличению расстояния транспортировки, к необходимости проезда через чужие земли, к снижению управляемости производством, увеличению издержек и снижению эффективности.
Земельный участок с кадастровым номером 29:15:061201:541 площадью в 51 858 кв. м под производственную базу не является раз и навсегда сформированным, не является неделимым.
Министерство как уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком орган вправе разделить этот участок на несколько, если в том есть необходимость, не допустив при этом нерационального использования земли.
Судом первой инстанции установлено, что на спорном участке расположены бетонные дороги, которые не относятся к территориям общего пользования по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Но данный факт не исключает их использования любыми лицами, помимо заявителя, в частности собственниками имущества, работниками организаций - владельцев смежных земельных участков, их партнерами. Это подтверждает в письме от 01.04.2019 N 684 и администрация МО "Савинское".
Относительно ссылки ответчика на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд правомерно отметил, что данная норма устанавливает требования к материалам, содержащимся в проектной документации, для получения разрешения на строительство, а не для целей формирования земельного участка для эксплуатации существующих объектов недвижимости.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 7 статьи 51 указанного Кодекса, в материалы, содержащиеся в проектной документации, включают схему планировочной организации земельного участка с обозначением подъездов и проходов к нему.
Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории является основанием для проведения кадастровых работ и составления межевого плана, который в силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) является документом, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков.
Согласно части 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В соответствии с пунктом 9 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921, раздел "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков любым из предусмотренных ЗК РФ способов. В этом разделе указываются кадастровый номер или обозначение земельного участка, для которого обеспечивается доступ; сведения о земельных участках (землях общего пользования, территории общего пользования), посредством которых обеспечивается доступ.
Из приведенных норм не следует, что проезды и проходы к образуемому земельному участку должны находиться в границах этого земельного участка.
Относительно указания суда кассационной инстанции о проверке того, имеются ли на спорной территории площадью 21 925 кв. м иные объекты недвижимости, являются ли они объектами зарегистрированных прав и не приведет ли образование участков в соответствии с предложенными сторонами вариантами раздела исходного участка к невозможности разрешенного использования таких объектов и нарушению требований, предусмотренных статьями 11.9, 11.10 ЗК РФ судом установлено следующее.
Как пояснил Предприниматель, на земельном участке площадью 21 925 кв. м расположены три объекта недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке. Кроме этого имеется еще два здания гаража, которые на кадастровом учете не состоят, права на них не зарегистрированы. Пользователем является Данилов М.А., который отрицает свое право собственности на данные объекты. Объекты имеют признаки самовольной постройки. Право собственности на них в судебном порядке не признавалось. На учет как бесхозяйные объекты они не поставлены. Таким образом, лиц, которые должны в соответствии с законодательством согласовать схему заявителя, нет.
Согласно заключению кадастрового инженера Зуева А.Н. от 17.06.2019, на земельном участке с кадастровым номером 29:15:061201:541, помимо объектов Суханова Н.В., имеется 5 объектов - гараж, нежилые здания, автомобильный проезд, производственная площадка. Для использования этих объектов по назначению необходим автомобильный проезд (подъездная дорога).
В подтверждение представлен фотоснимок гаража, соседнего с гаражом Суханова Н.В.
Заявитель обращался в администрацию МО "Савинское" (письмо от 13.05.2019 N 18) за проведением обследования земельного участка с кадастровым номером 29:15:061201:541.
В ответе от 29.05.2019 администрация МО "Савинское" сообщила, что планирует провести документарную проверку земельного участка с целью выявления объектов недвижимости, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен. С учетом заключения кадастрового инженера Зуева А.Н. от 06.05.2019 будет проведена процедура установления собственника, а в случае отсутствия такового - признание сооружений бесхозными, учет и регистрация бесхозных объектов недвижимости.
Министерство данных обстоятельств не опровергало, подтвердило, что зарегистрированных прав на недвижимость, находящуюся на спорном земельном участке, помимо объектов заявителя, не имеется.
При таких обстоятельствах дела, отказ Министерства в утверждении предложенной заявителем схемы расположения земельного участка обоснованно признан судом незаконным.
Тот факт, что Министерство после принятия судом решения по настоящему делу отменило оспариваемое распоряжение от 07.05.2018 N 644-р, свидетельствует об обоснованности требований Предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2019 года по делу N А05-6781/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6781/2018
Истец: Суханов Николай Владимирович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16192/19
17.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7498/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6781/18
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-130/19
21.11.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8964/18
27.08.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6781/18