25 декабря 2019 г. |
Дело N А26-307/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Олонецлес" Афанасьева Д.С. (доверенность от 01.03.2019),
рассмотрев 24.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Олонецлес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А26-307/2018,
установил:
Открытое акционерное общество "Олонецлес" "Олонецлес", адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий р-н, г. Олонец, ул. Ленина, д. 21, ОГРН 1021001027783, ИНН 1014001253 (далее - ОАО "Олонецлес", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании недействительным уведомления от 09.11.2018 о внесении арендной платы в 2018 году по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з в размере 265 395 082 руб. в части индексации арендной платы, превышающей минимальные ставки и зачисляемой в бюджет Республики Карелия, и незаконного применения коэффициента "6,6", вычлененного из суммы превышения минимальной арендной платы, а также о признании недействительным пункта 2.1.1. договора аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з в части индексации арендной платы, превышающей минимальные ставки и зачисляемой в бюджет Республики Карелия (нерегулируемая арендная плата), и незаконного применения коэффициента "6,6", вычлененного из суммы превышения минимальной арендной платы.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Олонецлес", ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 19.03.2019 и постановление апелляционного суда от 19.08.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что протокол об итогах аукциона по продаже права на заключение договора об аренде лесного участка, находящегося в государственной собственности от 09.12.2014 N 3, является по существу единственным документом, в котором раскрыта формула расчета цены арендной платы. С содержанием протокола Общество ознакомилось только в ходе судебного разбирательства. В свою очередь, аукционная документация не содержала сведений о порядке формирования цены предмета аукциона путем применения каких-либо коэффициентов, вычлененных из итоговой цены аукциона и внесенных в пункт 2.1.1 договора об аренде лесного участка. Таким образом, применение Министерством коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в размере 6,6 при расчете арендной платы является незаконным. Судами также не дана оценка доводу Общества о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 установлено, что в 2018 и 2019 годах производится индексация минимальных ставок по таблицам N 1 и N 2 названного постановления. Индексация всех арендных платежей (в части превышения данной платы, зачисляемой в федеральный бюджет) данным нормативным актом не предусмотрена.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2019 рассмотрение кассационной жалобы в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ отложено на 24.12.2019.
В судебном заседании 24.12.2019 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) по результатам аукциона в порядке реализации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок заключен договор аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з, по условиям которого арендодатель передает арендатору во временное пользование в целях заготовки древесины лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 173154,4 га, расположенный на территории Олонецкого лесничества.
В соответствии с пунктом 7.1 срок действия договора устанавливается с 01.01.2015 на 25 лет.
В соответствии с пунктом 4.4.6 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 6,6.
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора арендатор вносит арендную плату в следующих размерах и сроки: 15 января - 8%, 15 февраля - 10%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 8%, 15 мая - 8%, 15 июня - 10%, 15 июля - 8%, 15 августа - 8%, 15 сентября - 8%, 15 октября - 8%, 15 ноября - 8%, 15 декабря - 8%.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 договора).
В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (пункт 2.1.4 договора).
Письмом от 09.11.2018 N 1401 Министерство направило в адрес Общества откорректированный расчет арендной платы на 2018 год по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з и уведомление о сроках внесения арендной платы в 2018 году, согласно которым сумма арендной платы в 2018 году составила 265 395 082 руб.
Считая, что произведенный Министерством расчет не соответствует закону и приводит к многократному увеличению размера арендной платы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания пункта 2.1.1 договора аренды лесного участка и уведомления об изменении арендной платы в части применения коэффициента 6.6 недействительными, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Отказывая в иске, суды правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере (в соответствии с обоснованием Министерства) определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 421, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 71, 73, 74, 78, 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Согласно положениям статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Из приведенных нормативных положений суды сделали правильный вывод о том, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Суды установили, что спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 3 была сформирована итоговая цена договора - 164 856 378 руб. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.
В пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 6,6.
Данный пункт протокола (в том числе, указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в оспариваемом истцом пункте 2.1.1 договора аренды.
С учетом изложенного суды обоснованно отклонили доводы подателя жалобы о том, что он не был ознакомлен с порядком формирования арендной платы за лесной участок.
При этом судебные инстанции исходили из того, что Общество принимало участие в аукционе и заключило спорный договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона; условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались. Значение спорного коэффициента повышения начальной цены аукциона (6,6) указано в заключенном истцом договоре. При этом Обществом без возражений подписан договор аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з, в том числе, при подписании данного договора истец согласился с условиями раздела 2 договора.
Суды указали, что спорный коэффициент, превышающий минимальные ставки платы за древесину, включенный в договор, является элементом арендной платы и сформирован с учетом всех обязательств, добровольно взятых на себя Обществом при заключении договора.
Ссылки подателя жалобы на постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" выводы судов не опровергают.
При таких обстоятельствах судебные инстанции не установили оснований для признания пункта 2.1.1 договора и уведомления об изменении арендной платы в части применения коэффициента 6,6 недействительными и обоснованно отказали в иске.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А26-307/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Олонецлес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.