16 января 2020 г. |
Дело N А66-20884/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Дмитриева В.В.,
при участии от акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" Теплова В.А. (доверенность от 09.01.2020), от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. (доверенность от 09.01.2020), от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 11.04.2019),
рассмотрев 15.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А66-20884/2018,
установил:
Акционерное общество "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания", адрес: 170002, город Тверь, улица Коминтерна, дом 18, ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, адрес: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931 (далее - Министерство социальной защиты), Министерству финансов Тверской области, адрес: 170000, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Министерство финансов), о взыскании 2 510 114 руб. убытков (выпадающих доходов), понесенных вследствие перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области в 2015 году по экономически необоснованным тарифам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, адрес: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), и Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, адрес: 170028, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что обязательство Тверской области по компенсации потерь в доходах возникает из закона, а не из договора; субсидия является не платой за услугу, а возмещением перевозчику упущенной выгоды (потери в доходах). В связи с этим, полагает Общество, у ответчика имеется презумпция вины и он должен доказывать надлежащее исполнение обязательств.
По мнению подателя жалобы, Тверская область должна компенсировать Обществу потери в доходах, возникшие от перевозки пассажиров в 2015 году, независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в ее бюджете; Общество как коммерческая организация не может нести расходы по реализации законов.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов, Правительство и Министерство социальной защиты просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Министерства финансов и Министерства социальной защиты обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество, являясь субъектом естественной монополии, в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области в соответствии с договором от 30.12.2014 N 1 на организацию перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тверской области, заключенного с Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Министерство).
Общество (перевозчик) и Министерство (заказчик) 02.03.2015 заключили договор N 2015.16 оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения (далее - Договор), в соответствии с условиями которого перевозчик обязался на возмездной основе осуществлять перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения льготных категорий граждан из числа лиц, которые указаны в приложении 1 к Договору и место жительства которых находится на территории Тверской области (пункт 1.1).
Цена Договора определяется на основании фактических расходов и устанавливается в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 N 122-ОЗ "Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в пределах бюджетных обязательств в размере 27 233 573 руб. (пункт 1.4).
В пункте 1.3 Договора стороны согласовали условие о том, что перевозчик обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111, Правилами перевозок пассажиров багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.
В приложении 1 к Договору согласован перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
В период с 01.01.2015 по 30.11.2015 Общество осуществило перевозку пассажиров в пригородном сообщении в Тверской области на сумму 27 233 573 руб. Указанная сумма перечислена Обществу.
Ссылаясь на то, что фактические потери в доходах за тот же период составили 29 743 687 руб., перевозчик обратился к Министерству с претензией от 24.10.2018 о возмещении убытков в размере 2 510 114 руб. (29 743 687 - 27 233 573).
Письмом от 30.10.2018 Министерство отказало в возмещении выпадающих доходов.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Общество обратилось с арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона N 17-ФЗ в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций транспорта. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда.
Согласно пункту 3.1 означенного Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 данного Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство социальной защиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Тверской области от 25.07.2016 N 55-ЗО "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2015 год" утвержден отчет об исполнении бюджета Тверской области за 2015 год, в соответствии с которым утвержден отчет о размере ассигнований, которые направлены на указанные расходы областного бюджета Тверской области.
В соответствии с пунктом 1.4 Договора цена определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 N 122-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в пределах бюджетных обязательств в сумме 27 233 573 руб.
Суды двух инстанций оценили представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и, учитывая, что ответчиком в полном объеме выполнены предусмотренные Договором обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2015 год, обоснованно и законно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А66-20884/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.