г. Вологда |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А66-20884/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" Суворова А.В. по доверенности от 09.01.2019, от Министерства социальной защиты населения Тверской области Габаевой Т.В. по доверенности от 09.01.2019, от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 11.04.2019, от правительства Тверской области Травкиной О.Н. по доверенности от 05.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2019 года по делу N А66-20884/2018,
установил:
акционерное общество "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (адрес: 170002, город Тверь, улица Коминтерна, дом 18;
ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (адрес: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; далее - Министерства социальной защиты), Министерству финансов Тверской области (адрес: 170000, город Тверь, улица Советская, дом 23; ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459; далее - Министерство финансов) о взыскании 2 510 114 руб. потерь в доходах.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: правительство Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 44; ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; далее - Правительство), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что расходы перевозчика в связи с предоставлением льгот должны быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли они в бюджете.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Министерство социальной защиты, Министерство финансов Тверской области и Правительство в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Общества, Министерства социальной защиты, Министерства финансов Тверской области и Правительства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (перевозчиком) и Министерство транспорта Тверской области (Заказчиком) заключили договоры на организацию перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тверской области от 30.12.2014 N 1 сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2015 (в редакции дополнительных соглашений), от 07.05.2015 N 3 (в редакции дополнительных соглашений), от 20.07.2015 N 4 сроком действия с 20.07.2015 по 31.12.2015.
Между истцом (Перевозчиком) и Министерством социальной защиты населения Тверской области (Заказчик) заключен договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 02.03.2015 N 2015.16, в соответствии с условиями которого Перевозчик взял на себя обязательство на возмездной основе осуществлять перевозки льготных категорий граждан из числа лиц, указанных в приложении 1 к договору, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, место жительства которых находится на территории Тверской области (пункт 1.1).
Цена договора определяется на основании фактических расходов и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 N 122-ОЗ "Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в сумме 27 233 573 руб. (пункт 1.4).
Пунктом 1.3 договора стороны согласовали условие о том, что исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111, Правилами перевозок пассажиров багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом от 19.12.2013 N 473.
В приложении 1 к договору согласован перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004 в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- ветераны труда Тверской области в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В период с 01.01.2015 по 30.11.2015 истцом осуществлены перевозки пассажиров в пригородном сообщении в Тверской области на сумму 27 233 573 руб.
Данная сумма погашена в полном объеме.
Истец указывает, что фактические потери в доходах за тот же период составили 29 743 687 руб. Разница составил 2 510 114 руб.
Истцом 24.10.2018 в адрес ответчика направлено претензионное письмо с требованием возместить перевозчику причиненные убытки в размере 2 510 114 руб.
Письмом от 30.10.2018 ответчик отказал в возмещении выпадающих доходов.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 16 указанного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Статьями 426 и 789 ГК РФ предусмотрено, что договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Согласно пункту 5 статьи 790 названного Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" (далее - Постановление N 97-па) установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство социальной защиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств
Законом Тверской области от 25.07.2016 N 55-ЗО "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2015 год" утвержден отчет об исполнении бюджета Тверской области за 2015 год, в соответствии с которым утвержден отчет о размере ассигнований, которые направлены на указанные расходы областного бюджета Тверской области
В соответствии с пунктом 1.4 договора, цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 N 122-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в сумме 27 233 573 руб.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая тот факт, что ответчиком в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2015 год, предусмотренные договором, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2019 года по делу N А66-20884/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-20884/2018
Истец: АО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области
Третье лицо: ГУ " РЭК", Правительство Тверской области