20 января 2020 г. |
Дело N А56-35875/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С.,
рассмотрев 20.01.2020 без вызова сторон и проведения судебного заседания кассационную жалобу государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А56-35875/2019,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 12, лит. А, ОГРН 1027801576692, ИНН 7802196142 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга, адрес: 195273, Санкт-Петербург, ул. Верности, 38, к. 4, лит. А, ОГРН 1027802499295, ИНН 7804139566 (далее - Школа), 81 116 руб. 63 коп. в возмещение убытков, возникших в связи с несвоевременным предоставлением сведений, повлекших переплату пенсий.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление Фонда рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 решение суда первой инстанции отменено, со Школы в пользу Фонда взыскано 6239 руб. 42 коп. убытков; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Школа, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на свое несогласие с постановлением апелляционной инстанции в части размера сумм убытков, подлежащих возмещению, поскольку, по мнению Школы, данная сумма возмещается работниками на основании добровольных заявлений путем ежемесячного удержания суммы пенсии. Школа также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что Фондом был представлен недостоверный расчет убытков, о чем ответчик не мог знать, поскольку не располагает сведениями, касающихся порядка и размера начисления пенсии работникам, а также не является участником отношений между Фондом и работниками Школы. Помимо прочего, Школа в кассационной жалобе ходатайствует об истребовании у Фонда сведений об удержании излишне уплаченных сумм из пенсии Майорова О.Е., Ефремичева Н.В., Бурчук Л.Н. на основании их заявлений.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Рассмотрев заявленное Школой ходатайство об истребовании доказательств, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам. При этом арбитражное процессуальное законодательство не предоставляет суду кассационной инстанции полномочий по получению и приобщению к материалам дела, исследованию и оценке новых доказательств и не предусматривает возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных доказательств (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Школа отнесена к страхователям по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) Школа как страхователь обязана в установленный законодательством срок представить сведения о каждом работающем у нее застрахованном лице.
Материалами дела подтверждается, что персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года были представлены Школой 01.12.2017, но ошибочно включены сведения на 49 застрахованных лиц, не являющихся работниками Школы, в то время как сведения о 122 застрахованных лицах, работниках Школы представлены не были. Данные сведения были представлены 26.09.2018, что подтверждается актом о выявлении правонарушения и решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения.
В результате непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь 2017 года, Фондом излишне были выплачены денежные средства Ткачук Е.Н., Фурсовой Л.Н., Шкуратовой Г.С., Корольковой Е.В., Бардышевой И.О., Федоровой Н.М., Сапожниковой С.Г., Латышевой Т.А., Козловой Е.А., Черных А.Г., Петуховой Т.Н., Петраковой А.Н., Ивановой Л.П., Бочаровой Т.Г., Князевой Г.Д., Екатеринечевой О.А., Морозовой Н.Ю., Тертычной М.Д. за период с 01.08.2018 по 31.10.2018; Майоровой О.Е., Ефремичевой Н.В., Павловой Т.В. за период с 01.01.2018 по 28.02.2018; Суриковой И.Д. за период с 01.02.2018 по 28.02.2018 и с 01.08.2018 по 31.10.2018; Бурчук Л.Н. за период с 01.11.2017 по 28.02.2018 и с 01.08.2018 по 31.10.2018.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Школой сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года, Фонд претензией уведомил страхователя о возникшем ущербе и потребовал возместить убытки.
В связи с тем, что данная претензия была оставлена Школой без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Фонду отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Фонда частично.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Частично удовлетворяя заявленные Фондом требования, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Пунктами 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц. которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определяет, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ говорит о том, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 статьи 15 ГК РФ указывает на то, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие причинения вреда".
Положениями Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
Пунктом 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Судами установлено, что в настоящем случае сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года Школой в сроки, установленные действующим законодательством, не представлены.
Между тем указанные сведения в отношении застрахованных лиц в дальнейшем за декабрь 2017 года и последующие периоды были предоставлены страхователем своевременно.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Положения аналогичного содержания предусмотрены законодателем и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 84 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт 85 Правил).
Согласно пункту 86 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
В случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суд пришел к выводу, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции установил, что ответчиком причинен ущерб истцу только в связи с выплатой пенсии в повышенном размере за январь, февраль 2018 года в отношении Майоровой О.Е. в сумме 834 руб. 10 коп., Ефремичевой Н.В. в сумме 900 руб. 94 коп., Бурчук Л.Н. в сумме 4 504 руб. 38 коп. за период ноябрь 2017 - февраль 2018, поскольку Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, полученных в январе 2018 года, уже в феврале 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии; фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.03.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил, в связи с чем общая сумма убытков, подлежащая взысканию, составляет 6239 руб. 42 коп.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Школы, которой она придерживалась в ходе рассмотрения дела и выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции относительно установленных обстоятельств дела и произведенной оценкой имеющихся в деле доказательств. Несогласие подателя жалобы с установленным судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права не свидетельствует.
Поскольку суд апелляционной инстанции полно и объективно исследовал все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Школы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 по делу N А56-35875/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Судья
подпись
Копия верна
Судья
Специалист
Е.С. Васильева
Е.С. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.