г. Санкт-Петербург |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А56-35875/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Тимофеева Е.В. - доверенность от 09.01.2019
от ответчика (должника): Любимова И.В. - доверенность от 04.09.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18741/2019) ГУ - УПФ РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 по делу N А56-35875/2019 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску ГУ - УПФ РФ в Калининском районе Санкт-Петербурга
к ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Государственное Учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 195009, г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 12, литер А, ОГРН: 1027801576692, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 195273, г. Санкт-Петербург, ул. Верности, 38, к. 4, лит. А, ОГРН: 1027802499295, (далее - Учреждение) 81 116 руб. 63 коп. в возмещение убытков, возникших в связи с несвоевременным предоставлением сведений, повлекших переплату пенсий.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 23.05.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции судебным актом, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 08.07.2019 апелляционная жалоба Фонда принята к производству, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства с вызовом сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, в связи с чем, определением от 13.08.2019 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В настоящем судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы искового заявления, уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а представитель Учреждения против удовлетворения иска возражал.
Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон N 27-ФЗ) предприниматель как страхователь обязан в установленный законодательством срок представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года были представлены ответчиком 01.12.2017, но ошибочно включены сведения на 49 застрахованных лиц, не являющихся работниками ответчика, в то время как сведения о 122 застрахованных лицах, работниках ответчика, представлены не были. Данные сведения были представлены 26.09.2018, что подтверждается актом о выявлении правонарушения и решением о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения.
В результате непредставления в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь 2017 года, Фондом, денежные средства излишне были выплачены Ткачук Евгению Николаевичу, Фурсовой Людмиле Николаевне, Шкуратовой Галине Сергеевне, Корольковой Елене Владимировне, Бардышевой Инне Олеговне, Федоровой Надежде Михайловне, Сапожниковой Светлане Геннадьевне, Латышевой Татьяне Александровне, Козловой Елене Анатольевне, Черных Алле Григорьевне, Петуховой Тамаре Николаевне, Петраковой Антонине Николаевне, Ивановой Людмиле Павловне, Бочаровой Татьяне Георгиевне, Князевой Галине Дмитриевне, Екатеринечевой Ольге Анатольевне, Морозовой Нине Юрьевне, Тертычной Марине Дмитриевне за период с 01.08.2018 по 31.10.2018; Майоровой Ольге Евгеньевне, Ефремичевой Наталье Васильевне, Павловой Татьяне Валентиновне за период с 01.01.2018 по 28.02.2018; Суриковой Ирине Дмитриевне за период с 01.02.2018 по 28.02.2018 и с 01.08.2018 по 31.10.2018; Бурчук Любови Николаевне за период с 01.11.2017 по 28.02.2018 и с 01.08.2018 по 31.10.2018.
Полагая, что переплата пенсии возникла по причине несвоевременного представления Учреждением сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года, Фонд претензией уведомил страхователя о возникшем ущербе и потребовал возместить убытки.
Оставление Учреждением данной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим требованием.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Фонда, рассмотрев материалы дела, установила следующее
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц. которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года Учреждением в сроки, установленные действующим законодательством, не представлено. Однако указанные сведения в отношении застрахованных лиц в дальнейшем за декабрь 2017, и последующие периоды были предоставлены страхователем своевременно.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком причинен ущерб истцу только в связи с выплатой пенсии в повышенном размере за январь, февраль 2018 года в отношении Майоровой О.Е. в сумме 834,10 руб., Ефремичевой Н.В. в сумме 900,94 руб., Бурчук Л.Н. в сумме 4 504,38 руб. за период ноябрь 2017 - февраль 2018, поскольку Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года, полученных в январе 2018 года, уже в феврале 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии; фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.03.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Таким образом, общая сумма убытков, подлежащая взысканию, составляет 6 239,42 руб.
Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в размере, превышающем 6 239,42 руб., Фондом не доказана, притом, что в отношении остальных работников Учреждения Фондом предъявлены требования о взыскании убытков за период с 01.08.2018 по 31.10.2018.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 по делу N А56-35875/2019 отменить.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга 6 239,42 руб. убытков.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа N 184 Калининского района Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета 250 руб. госпошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35875/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N184 Калининского района Санкт-Петербурга