21 января 2020 г. |
Дело N А56-122223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от акционерного общества "Концерн "Центральная научно-исследовательский институт "Электроприбор" Назарчук О.Н. (доверенность от 02.12.2019),
рассмотрев 15.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А56-122223/2018,
установил:
Акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор", адрес: 197046, Санкт-Петербург, Малая Посадская ул., д. 30, ОГРН 1097847057330, ИНН 7813438763 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным изложенного в письме от 02.07.2018 отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, адрес: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Агентство), в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и об обязании Агентства и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186 Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление), устранить нарушения прав Общества путем принятия решения о утверждении схемы расположения земельного участка и решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 349 117 кв.м с условным номером 47:03:0814002:31:ЗУ, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, в аренду сроком до 49 лет без проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188740, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Громово, ОГРН 1054700441300, ИНН 4712039407.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.04.2019 и постановление от 19.08.2019, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Податель жалобы считает, что образование спорного земельного участка возможно исключительно в соответствии с проектом межевании территории, и полагает, что ввиду непредставления заявителем сведений об утверждении такового, оснований для удовлетворения требований Общества у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно Уставу Общество создано в результате реорганизации путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" (далее - Предприятие) на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 683-р, приказа Агентства от 05.06.2008 N 109 и распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2008 N 247-р.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Общество является собственником 18 нежилых зданий, а именно: лабораторных корпусов с кадастровыми номерами 47:03:0000000:12331, 47:03:0000000:11616, 47:03:0000000:10440, 47:03:0000000:12565, 47:03:0000000:11617, 47:03:0000000:11041); административного корпуса со столовой с кадастровым номером 47:03:0000000:10269; корпусов "Селена", "Нарва" и "Секвойя" N 4, 9, 10 с кадастровыми номерами 47:03:0000000:8443, 47:03:0000000:8786, 47:03:0000000:12333; насосной, водонапорной и дизельной станций с кадастровыми номерами 47:03:0000000:8785, 47:03:0000000:11040, 47:03:0000000:11749; метеостанции с кадастровым номером 47:03:0000000:13097; гаража с котельной с кадастровым номером 47:03:0000000:6450; бани с кадастровым номером 47:03:0000000:12334; пилорамы с кадастровым номером 47:03:0000000:13096; склада с кадастровым номером 47:03:0000000:12332.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-43712/2017 с участием Общества, Агентства и Управления, указанные объекты поступили в собственность Общества в порядке приватизации имущества Предприятия.
Названные объекты расположены на земельного участке площадью 362 782 кв.м с кадастровым номером 47:03:0814002:31 по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Громовское с.п., вблизи пос. Черемухино (далее - Участок), право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией.
Поскольку наряду с принадлежащими Обществу зданиями на Участке расположены 3 многоквартирных жилых дома, не вошедших в уставный капитал Общества при приватизации имущества Предприятия, а его часть находится в границах береговой полосы, Общество обратилось в Управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 349 117 кв.м с условным номером 47:03:0814002:31:ЗУ на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка в аренду сроком до 49 лет без проведения торгов.
Письмом от 02.07.2018 Агентство сообщило Обществу об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, указав на возможность образования земельного участка исключительно на основании проекта межевания территории ввиду нахождения в границах Участка многоквартирных жилых домов, и сославшись на непредставление заявителем соответствующего документа.
Полагая названный отказ Агентства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования заявителя обоснованными и удовлетворили их.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является установление судом несоответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и одновременно с этим факта нарушения прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что Агентство и Управление не подтвердили наличие предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании представления Обществу испрашиваемого земельного участка.
Доводы Управления о возможности образования участка исключительно на основании проекта межевания территории были исследованы судами и мотивированно ими отклонены.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 той же статьи.
Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 151-ФЗ) в подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ внесены изменения.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ в редакции Закона N 151-ФЗ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
При этом пунктом 11 статьи 16 Закона N 151-ФЗ предусмотрено применение положений подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ в редакции названного Закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу.
Суды, установив, что формирование спорного земельного участка осуществляется в целях его предоставления Обществу, являющемуся собственником расположенных на нем объектов недвижимости, пришли к обоснованному выводу о возможности его образования на основании схемы расположения участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно и нормы процессуального права не нарушены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А56-122223/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт- Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.