г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А56-122223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: Назарчук О.Н. (доверенность от 16.09.2018)
от ответчика: не вились, извещены
от 3-го лица: Матвеева М.В. (доверенность от 08.08.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14124/2019) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 по делу N А56-122223/2018 (судья Галенкина К.В.), принятое
по заявлению АО "Концерн "Центральный Научно-Исследовательский институт "Электроприбор"
заинтересованные лица: 1. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; 2. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
3-е лицо: Администрация МО Громовское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
о признании незаконным отказа,
установил:
Акционерное общество "Концерн "Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании схемы расположения на кадастровом плане территории и обязании Агентства и Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Управление) устранить нарушение прав Общества путем формирования земельного участка для предоставления в аренду заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Громовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация).
В порядке ст. 49 АПК РФ Общество уточнило требования, просило признать незаконным отказ Агентства в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, изложенный в письме от 02.07.2018, обязать Агентство и Управление устранить нарушение права Общества путем принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка и решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 349 117 кв.м, условный номер 47:03:0814002:31:ЗУ, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, в аренду сроком до 49 лет без проведения торгов.
Решением от 02.04.2019 суд признал незаконным отказ Агентства в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, изложенный в письме от 02.07.2018, суд обязал Агентство и Управление устранить нарушение прав Общества путем принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка и решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 349 117 кв.м, условный номер 47:03:0814002:31:ЗУ, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, полагая, что образование земельного участка на основании представленных Обществом документов не представляется возможным, учитывая, что земельном участке расположены 21 объект недвижимости, из которых Обществу принадлежит только 18 объектов недвижимости
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Администрация оставила вопрос на усмотрение суда.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является юридическим лицом, созданным на базе приватизированного имущественного комплекса ФГУП "ЦНИИ "Электроприбор" в соответствии с прогнозным планом приватизации на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 247-р от 29.12.2008 (далее - Распоряжение N 247-р).
Как указывает заявитель, в составе имущественного комплекса была произведена приватизация 18 объектов недвижимости, которые находятся в собственности Общества и имеют следующие индивидуальные характеристики:
1. Лабораторный корпус площадью 49,5 кв.м, инвентарный номер 151, литер М/1;
2. Здание административного корпуса со столовой площадью 404 кв.м, инвентарный номер 151, литер Ц;
3. Лабораторный корпус площадью 185,1 кв.м, инвентарный номер 151, литер Е/1;
4. Лабораторный корпус площадью 325,1 кв.м, инвентарный номер 151, литер У/1;
5. Насосная станция с заборным колодцем площадью 20,7 кв.м, инвентарный номер 151, литер С/1;
6. Водонапорная станция площадью 23,4 кв.м, инвентарный номер 151, литер Б/1;
7. Лабораторный корпус площадью 96 кв.м, инвентарный номер 151, литер 0/1;
8. Лабораторный корпус N 2 площадью 99 кв.м, инвентарный номер 151, литер Л/1;
9. Лабораторный корпус "Сайга" площадью 1070,2 кв.м, инвентарный номер 151, литер К/1;
10. Корпус N 4 "Селена" и производственная пристройка площадью 881,8 кв.м, инвентарный номер 151, литер Р/1, Р1/1;
11. Дизельная подстанция площадью 204,9 кв.м, инвентарный номер 151, литер Т/1;
12. Корпус N 10 "Секвойя" площадью 80 кв.м, инвентарный номер 151, литер н/1;
13. Гараж с котельной площадью 404,4 кв.м, инвентарный номер 151, литер В/1;
14. Баня площадью 201,4 кв.м, инвентарный номер 151, литер Д/1;
15. Здание пилорамы площадью 210,6 кв.м, инвентарный номер 151, литер А/1;
16. Здание склада площадью 58,7 кв.м, инвентарный номер 151, литер 3/1;
17. Здание метеостанции площадью 62,5 кв.м, инвентарный номер 151, литер Ф/1;
18. Корпус N 9 "Нарва" площадью 119,5 кв.м, инвентарный номер 151, литер Х/1.
Указанные объекты расположены в границах земельного участка площадью 362 782 кв.м с кадастровым номером 47:03:0814002:31, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Основанием для предоставления Обществу земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для спецнадобностей послужило распоряжение Совета министров РСФСР от 13.08.1959 N 4901-Р. Месторасположение земельного участка: Ленинградская область, Приозерский муниципальный район, Громовское сельское поселение, вблизи поселка Черемухино (далее также первичный земельный участок).
В свою очередь, на указанном первичном земельном участке расположены также 3 многоквартирных 12-этажных жилых дома (по адресам: Ленинградская область, Приозерский район, Громовская волость, поселок Черемухино, д. 3, лит. X, д. 2, лит. Ф и б/н, лит. У), не вошедшие в состав приватизированного имущества и являющиеся имуществом казны РФ. Площадь земельного участка, на котором размещены указанные жилые дома, составляет ориентировочно 13 665 кв.м.
В целях последующего оформления права аренды на часть первичного земельного участка ориентировочной площадью 349 117 кв.м (N 47:03:0814002:31:ЗУ) во исполнение требований действующего законодательства о необходимости переоформления юридическими лицами установленного в отношении земельных участков права постоянного (бессрочного) пользования Общество направило в адрес Управления заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 349 117 кв.м в аренду сроком до 49 лет без проведения торгов от 16.03.2018 N 106/2740.
Управление сообщило Обществу о перенаправлении указанного обращения в Агентство для принятия уполномоченным органом соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании схемы расположения земельного участка.
Письмом от 02.07.2018 года Агентство сообщило Обществу об отказе в принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду Обществу, указав на отсутствие в нарушение подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) проекта межевания территории, на основании которого должно быть произведено образование испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Полагая отказ предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Исходя из статьи 39.14 названного Кодекса в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, заинтересованное лицо подготавливает схему расположения земельного участка для утверждения ее уполномоченным органом и обращается в этот уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В оспариваемом Обществом решении основания, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, не указаны.
Ссылка заинтересованных лиц на положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ, согласно которому исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку подготовка проекта межевания территории зависит от воли публичного органа, поэтому Общество не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ в подпункт 4 пункта 3 ст. 11.3 ЗК РФ внесены изменения, согласно которым исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
При этом, согласно части 11 ст. 16 Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ указанные положения применяются к правоотношениям, возникшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка не имеется, учитывая, что Общество является собственником расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 по делу N А56-122223/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-122223/2018
Истец: АО "КОНЦЕРН "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ "ЭЛЕКТРОПРИБОР"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация МО Громовское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области