30 января 2020 г. |
Дело N А21-3107/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" Зиялова Д.В. (доверенность от 24.07.2019 N 01/75), от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Гриценко М.Ю. (доверенность от 02.12.2019 N 29/11-1),
рассмотрев 29.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А21-3107/2019,
установил:
акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", адрес: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д.10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865 (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, Советский пр., д.13, ОГРН 1023900773192, ИНН 3905031762 (далее - Служба) от 01.03.2019 N 33э-04-17 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 100 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 13.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.09.2019, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении заявления в полном объеме. Податель жалобы указывает на отсутствие вины в совершении правонарушения и ссылается на неинформированность об издании администрацией муниципального образования "Светлогорский район" постановления от 22.06.2017 N 308 (далее - Постановление N 308), как следствие, отсутствие сведений о включении поселка Зори в административно-территориальные границы города Светлогорска. Общество также полагает, что судами применительно к обстоятельствам настоящего дела необоснованно исключена возможность уменьшения суммы штрафа либо применение статьи 2.9 КоАП РФ (признание рассматриваемого правонарушения малозначительным). В обоснование необходимости применения к рассматриваемому случаю положений статьи 2.9 КоАП РФ Общество ссылается на отсутствие существенного вреда, поскольку неправильно взимаемый с граждан тариф на электроэнергию оказался ниже предусмотренного законом.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Службой на основании распоряжения (приказа) от 20.11.2018 N 33-э проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "Янтарьэнергосбыт", по вопросам соблюдения обязательных требований по установлению и применению регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации за период с 2016 по 2018 годы.
В ходе означенной проверки установлено и отражено в соответствующем акте от 25.12.2018 N 33э-01-12, что Постановлением N 308 аннулированы адреса жилых домов, находившихся в поселке Зори города Светлогорска, с присвоением им новых адресов в городе Светлогорске по улицам Добрая, Ясных Зорь, Вешняя, Согласия, Счастливая и переулкам Луговому и Мирный.
В связи с изданием данного постановления к проживающим в них лицам Общество должно было применять установленные приказом Службы от 18.12.2017 N 110-01 э/17 тарифы на электрическую энергию, для населения, проживающего в городских населенных пунктах.
Вместе с тем, спорный тариф на электрическую энергию, стал применяться к жителям вышеуказанных домов только с октября 2018 года. До этого времени в 2018 году Общество применяло установленные Службой тарифы для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, на первое полугодие 2018 года в размере 2,74 руб./кВт.ч, на второе полугодие 2018 года - в размере 2,84 руб./кВт.ч.
По признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.02.2019 N 33э-02-18.
Постановлением об административном правонарушении от 01.03.2019 N 33э-04-17 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно указанной квалификации с назначением административного наказания в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективной стороной данного правонарушения является взимание платы за товары, работы и услуги в нарушение установленного законом порядка, либо иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189, Служба устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Как следует из Основ ценообразования, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Службой в рамках своих полномочий приказом от 18.12.2017 N 110-01э/17 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Калининградской области на 2018 год.
Согласно названному приказу тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее - население) были установлены в следующих размерах:
1) на период с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г.:
- для населения - в размере 3,92 руб./кВт.ч;
- для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, - в размере 2,74 руб./кВт.ч;
- для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, - в размере 2,74 руб./кВт.ч.
2) на период с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г.:
- для населения - в размере 4,05 руб./кВт.ч;
- для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, - в размере 2,84 руб./кВт.ч;
- для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, - в размере 2,84 руб./кВт.ч.
Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, установлено судами и не отрицается Обществом, тариф на электрическую энергию для городских населенных пунктов, стал применяться Обществом к жителям спорных домов только с октября 2018 года.
Так фактически (до октября 2018 года) Общество применяло к лицам, проживающим в домах, ранее имевших адреса в поселке Зори города Светлогорска, тарифы, установленные для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а именно: на первое полугодие 2018 года в размере 2,74 руб./кВт.ч, на второе полугодие 2018 года - в размере 2,84 руб./кВт.ч. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении, квитанциями, выставленными гражданам и письмом Общества от 25.12.2018.
Суд округа отклоняет доводы кассационной жалобы, поскольку Постановление N 308 не является документом в соответствии с которым территория поселка Зори вошла в административно-территориальные границы города Светлогорска. Означенным постановлением адреса, значившиеся в поселке Зори города Светлогорска, были фактически приведены в соответствие с требованиями Закона Калининградской области от 10.06.2010 N 463 (статья 6, пункт 1 статьи 9) "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области", постановления Правительства Калининградской области от 30.08.2011 N 640, законов Калининградской области от 02.11.2007 N 182 "Об организации местного самоуправления на территории Светлогорского городского округа" (действовавшего до 13.04.2018) и от 30.03.2018 N 156 "Об объединении поселений входящих в состав муниципального образования "Светлогорский муниципальный район" и организации местного самоуправления на объединенной территории" (действующего с 13.04.2018). Указанные нормативные акты являются общедоступными и размещены как в сети Интернет, так и в справочно-правовых системах "Консультант-Плюс" и "Гарант".
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него (разумные и адекватные) меры, направленные на соблюдение требований публичного правопорядка.
Вывод судов о наличии в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения является правильным.
При оценке последствий правонарушения в рассматриваемом случае значимым фактом является не отсутствие какого-либо вреда для населения, а представление в Службу некорректных сведений о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности) населением на очередной период регулирования, что, в свою очередь, приводит к некорректному формированию предельного уровня цен (тарифов) на поставляемую населению электрическую энергию; цен (тарифов) поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на электрическую энергию; величины перекрестного субсидирования, учитываемую в тарифах на услуги по передаче электрической энергии; тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; стоимости электрической энергии для потребителей, за исключением группы населения.
Довод Общества о малозначительности правонарушения оценен и отклонен судами. Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Суды обоснованно согласились с назначенным Службой административным штрафом как отвечающим превентивным целям административного наказания, требованиям статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридического ответственности.
Выводы Службы и судов основаны на достаточно полном и объективном исследовании обстоятельств дела, сути вменения, его правовой определенности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А21-3107/2019, оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" - без удовлетворения
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.