03 февраля 2020 г. |
Дело N А66-4760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.02.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 28.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А66-4760/2019,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), о признании недействительным предписания от 21.02.2019 N 557/ОГ-19.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в связи с поступлением в Инспекцию обращения жильца одной из квартир дома N 14 по улице Дзержинского города Бологое Тверской области по вопросу перерасчета Обществом размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в декабре 2018 года на сумму 3 730 руб. 32 коп., в отношении Общества была проведена внеплановая документарная и выездная проверка.
В ходе проверки было установлено, что Общество произвело указанный перерасчет, руководствуясь решением Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 по делу N А66-17375/2017 по иску Общества к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" (далее - УК) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, отпущенной в период с октября 2016 года по май 2017 года, из которого следует, что при взыскании данной задолженности судом не приняты во внимание расчеты Общества в отношении тех квартир, в которых приборы учета считались неисправными (истекли сроки их поверки).
Полагая, что данным судебным актом в отношении ИПУ СО-5 N 139694, которым оборудована спорная квартира, установлен факт истечения межповерочного интервала, и что в связи с этим потребителем расчеты размера платы за электрическую энергию производились неверно, Общество произвело ее перерасчет за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 исходя из общего объема потребления за данный период в количестве 1 376 кВтч за вычетом 434 кВтч, указанных и оплаченных за тот же период потребителем, с применением тарифа в размере 3,96 руб./кВтч.
Результаты перерасчета включены Обществом в платежный документ (квитанцию) за декабрь 2018 года.
Инспекция посчитала, что данный перерасчет платы по нормативу потребления произведен при отсутствии подтверждения даты выхода из строя ИПУ, в связи с чем является незаконным.
По мнению Инспекции, факт выхода ИПУ из строя в связи с истечением срока его поверки подтвержден только актом осмотра спорного ИПУ от 23.11.2017, однако в соответствии с указанным актом не представляется возможным установить дату истечения этого срока. Соответственно, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен быть выполнен с 23.11.2017 (за период с декабря 2017 года по февраль 2018 года) по среднему потреблению, и только с марта 2018 года - по нормативу с применением повышающего коэффициента. Оснований же для перерасчета за период с 01.10.2016 по 31.05.2017, по мнению ответчика, не имелось.
По результатам проверки составлен акт от 21.02.2019 N 557/ОГ-19.
Предписанием от 21.02.2019 N 557/ОГ-19 Обществу предложено в срок до 10.04.2019 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в размере неправомерно выполненного в декабре 2018 года перерасчета на сумму 3 730 руб. 32 коп.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Как предусмотрено пунктом 81(13) Правил N 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Из пункта 81(3) Правил N 354 следует, что в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354. Приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В данном случае судами установлено, что в платежном документе за декабрь 2018 года, выставленной к оплате Обществом владельцу спорной квартиры, отражен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 3 730 руб. 32 коп., на основании решения Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 N А66-17375/2017, в котором спорное жилое помещение не упомянуто.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт замены ИПУ СО-5 N 139694 от 23.11.2017, не установили истечение установленного срока эксплуатации ИПУ, а также неисправностей в нем.
Суды, ссылаясь на подпункт "б" пункта 59 Правил N 354 указали, что при отсутствии доказательств неисправности прибора учета и расхождений между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, у исполнителя отсутствовала обязанность производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направлять потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Суды двух инстанций не установили, что истечение срока межповерочного интервала прибора учета привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, в связи с чем пришли к выводу о том, что у Общества отсутствовали основания для предъявления к оплате владельцу спорной квартиры в платежном документе за декабрь 2018 года перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.10.2016 по 31.05.2017.
Ввиду изложенного судебные инстанции обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А66-4760/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "АэтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.