г. Вологда |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А66-4760/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2019 года по делу N А66-4760/2019,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 21.02.2019 N 557/ОГ-19.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что общество не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению и не несет обязанности по проведению проверок индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ). Считает, что спор о моменте начала начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению исследован Арбитражным судом Тверской области при рассмотрении дела N А66-17375/2017. Полагает, что с учетом вывода суда по указанному делу общество вправе и должно доначислить плату за коммунальную услугу по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах. Ссылается на то, что оспариваемое решение легализует неполную оплату электроэнергии, поставленной обществом в многоквартирный дом.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Минэнерго России от 19.03.2014 N 116 обществу с 01.04.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Тверской области.
В инспекцию поступило обращение Карповой Л.Н. (жильца одной из квартир дома N 14 по улице Дзержинского города Бологое Тверской области) по вопросу перерасчета обществом размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в декабре 2018 года на сумму 3 730 руб. 32 коп.
В связи с данным обращением инспекцией проведена внеплановая документарная и выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 21.02.2019 N 557/ОГ-19.
Согласно данному акту общество произвело указанный перерасчет, руководствуясь решением Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2018 года по делу N А66-17375/2017 по иску общества к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральная" (далее - ООО "Управляющая компания "Центральная") о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, отпущенной в период с октября 2016 года по май 2017 года, из которого следует, что при взыскании данной задолженности судом не приняты во внимание расчеты общества в отношении тех квартир, в которых приборы учета считались неисправными (истекли сроки их поверки).
Полагая, что данным судебным актом в отношении ИПУ СО-5 N 139694, которым оборудована вышеуказанная квартира, установлен факт истечения межповерочного интервала, и что в связи с этим потребителем Карповой Л.Н. расчеты размера платы за электрическую энергию производились неверно, общество произвело ее перерасчет за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 исходя из общего объема потребления за данный период в количестве 1 376 кВтч за вычетом 434 кВтч, указанных и оплаченных за тот же период потребителем, с применением тарифа в размере 3,96 руб./кВтч.
Результаты перерасчета включены обществом в платежный документ (квитанцию) за декабрь 2018 года.
Инспекция посчитала, что данный перерасчет платы по нормативу потребления произведен при отсутствии подтверждения даты выхода из строя ИПУ, в связи с этим является незаконным.
По мнению ГЖИ, факт выхода ИПУ из строя в связи с истечением срока его поверки подтвержден только актом осмотра спорного ИПУ от 23.11.2017, однако в соответствии с указанным актом не представляется возможным установить дату истечения этого срока. Соответственно, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен быть выполнен с 23.11.2017 (за период с декабря 2017 года по февраль 2018 года) по среднему потреблению, и только с марта 2018 года - по нормативу с применением повышающего коэффициента. Оснований же для перерасчета за период с 01.10.2016 по 31.05.2017, по мнению ответчика, не имелось.
В связи с этим предписанием от 21.02.2019 N 557/ОГ-19 инспекция обязала общество в срок до 10.04.2019 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 в размере неправомерно выполненного в декабре 2018 года перерасчета на сумму 3 730 руб. 32 коп.
Общество, считая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ жалоба лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, может служить основанием для проведения в отношении общества внеплановой выездной проверки.
Оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах ее полномочий, а сама проверка проведена при наличии законных к тому оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 названого Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 154 этого же Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу пункта 81 (10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пункта 81 (12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81 (13) упомянутых Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Следовательно, при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта "а" пункта 59 Правил N 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производится в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период, а в дальнейшем с применением нормативов потребления.
На основании пункта 63 упомянутых Правил потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Как указано в пункте 67 Правил N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу подпункта "ж" пункта 59 вышеназванных Правил в платежном документе указываются сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.
В рассматриваемом случае общество в декабре 2018 года произвело перерасчет платы за электроснабжение за период с 01.10.2016 по 31.05.2017.
Как указывает общество, основанием для перерасчета послужили выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в решении Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2018 года по делу N А66-17375/2017 и постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2018 года по тому же делу.
Общество, оспаривая предписание ГЖИ, указывает, что данными судебными актами установлен факт неверного расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в связи с истечением срока поверки ИПУ, установленного по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Дзержинского, дом 14, квартира ХХ.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, никаких выводов в отношении данного потребителя и принадлежащего ему прибора учета названные судебные акты не содержат.
Так, в рамках дела N А66-17375/2017 рассмотрен спор между обществом и управляющей компанией по вопросу взыскания задолженности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды.
Жилое помещение по адресу: Тверская область, город Бологое, улица Дзержинского, дом 14, квартира ХХ, в составе жилых помещений, перечисленных в решении суда, не упомянуто.
Кроме того, судебные акты, принятые по делу N А66-17375/2017, не устанавливают никаких обязанностей Карповой Л.Н. ни перед одной из сторон спора по оплате индивидуально потребленной электрической энергии и никаких фактов неисправности принадлежащего ей ИПУ, а, следовательно, не могут являться основанием для перерасчета.
Доказательств иного заявителем в материалы дела не предъявлено.
Из материалов настоящего дела, в том числе акта осмотра приборов учета от 23.11.2017, акта замены счетчика электрической энергии от 23.11.2017 следует, что по спорному ИПУ 1972 года выпуска паспорт счетчика отсутствует, год поверки не установлен. При этом актов снятия контрольных показаний ИПУ за предшествующий период не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции верно посчитал, что дату, когда истек срок поверки ИПУ, установить не представляется возможным. Факт выхода из строя ИПУ в связи с истечением срока поверки выявлен только 23.11.2017 при осмотре приборов учета, при котором иных неисправностей ИПУ не выявлено.
С учетом изложенного, как верно указала инспекция, расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354 мог бы быть выполнен только с 23.11.2017, однако на указанную дату ИПУ в спорной квартире уже заменен.
Таким образом, оснований для перерасчета за период с 01.10.2016 по 31.05.2017 у общества в любом случае не имелось.
Согласно подпунктам е(1), е (2) пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании пунктов 82, 83 упомянутых Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пунктом 85 (1) вышеназванных Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
При этом начисление платы производится исполнителем коммунальных услуг, который обладает данными о дате истечения срока поверки и имеет обязанность с установленной Правилами N 354 периодичностью и в предусмотренные сроки проверять как состояние индивидуальных приборов учета, так и верность переданных показаний.
Данные обязанности в отношении спорного ИПУ не исполнялись.
На основании пункта "г" статьи 31 упомянутых Правил исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Иные основания перерасчета отражены в пункте 61 Правил N 354, согласно которому перерасчет производится при выявлении исполнителем в ходе проверки расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и фактически снятыми исполнителем показаниями. В указанном пункте установлен порядок перерасчета и период, за который он производится.
Согласно пункту 62 Правил производится доначисление платы в случае несанкционированного подключения.
В пункте 81 (11) Правил N 354 отражен порядок перерасчета при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Пункт 59 указанных Правил устанавливает порядок расчета в случае выхода из строя прибора учета, однако не перерасчета и не доначисления платы.
Правила N 354 не содержат таких оснований для перерасчета и доначисления платы, как неверное начисление исполнителем платы за коммунальную услугу.
Доводы апеллянта о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг, поэтому не несет обязанностей проведения проверки, коллегией судей не принимаются, поскольку в рассматриваемом случае перерасчет выполнен именно обществом, поэтому оно должно доказать правомерность такого перерасчета.
По тем же основаниям не учитываются ссылки общества на договор энергоснабжения от 01.12.2015 N 69312086, заключенный на поставку электрической энергии на общедомовые нужды с ООО "Управляющая компания "Центральная", пунктом 3.1.10 которого обязанность по проведению проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, факта и наличия или отсутствия возложено на управляющую компанию.
Поскольку начисление платы при наличии управляющей компании производится на основании приведенных апеллянтом положений законодательства, общество, которое является гарантирующим поставщиком, обязано соблюдать требования ЖК РФ и Правил N 354.
Как обоснованно отразил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2018 года по делу N А66-17375/2017 на АО "АтомЭнергоСбыт" не возлагается обязанность выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных домах.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что, осуществив спорный перерасчет, общество при отсутствии на то законных оснований возложило на потребителя компенсацию своих убытков, понесенных в результате невнесения управляющей компанией платы на общедомовые нужды.
При этом коллегия судей учитывает следующее.
В силу абзаца второго пункта 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 данного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу названного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений, согласно которому для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
Таким образом, законодатель такие приборы не рассматривает как неисправные. Соответственно, в случае использования в расчетах показаний таких приборов учета на них не распространяются положения пунктов 59, 60 Правил N 354.
В данном случае в акте осмотра приборов учета от 23.11.2017 не установлено истечение установленного срока эксплуатации ИПУ, так же как не выявлено каких-либо неисправностей в нем.
Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 59 Правил N 354.
При отсутствии доказательств фактической неисправности прибора учета и расхождений между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, у исполнителя отсутствует обязанность производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направлять потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Указанный подход отражен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 февраля 2019 года по делу N А66-6746/2018, от 27 мая 2019 года по делу N А66-3358/2018, от 14 августа 2019 года по делу N А66-3293/2018.
Доказательств того, что истечение срока межповерочного интервала прибора учета привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у общества отсутствовали правовые основания, предусмотренные ЖК РФ и Правилами N 354, для предъявления к оплате Карповой Л.Н. в платежном документе за декабрь 2018 года перерасчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.10.2016 по 31.05.2017.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у инспекции имелись основания для вынесения оспариваемого предписания.
С учетом изложенного требования общества обоснованно оставлены без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2019 года по делу N А66-4760/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4760/2019
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15985/19
11.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6983/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4760/19
03.04.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-4760/19