03 февраля 2020 г. |
Дело N А56-12018/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" Кондроева В.И. (доверенность от 04.12.2019), от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Петрушичева Ю.А. (доверенность от 18.11.2019),
рассмотрев 30.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А56-12018/2019,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство", адрес: 196641, Санкт-Петербург, пос. Металлострой, пр. Центральный, д. 2, корп. 1, ОГРН 1157847433534, ИНН 7817056892 (далее - Общество), о взыскании 168 738 руб. 87 коп. задолженности за услуги по приему сточных вод с превышением нормативов водоотведения, оказанные в период с 01.04.2018 по 31.05.2018 по договору от 01.10.2018 N 85711, и 1340 руб. 31 коп. неустойки, начисленной за период с 09.11.2018 по 30.11.2018 на основании пункта 6.2 статьи 14 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также законной неустойки, начисленной за период с 01.12.2018 по день фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что Предприятие неправомерно рассчитало плату за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод на основании декларации от 14.03.2017, составленной абонентом без отбора и анализа проб сточных вод ввиду наличия подпора и отсутствия в связи с этим возможности отбора проб для отражения в декларации фактических концентраций загрязняющих веществ. Податель жалобы полагает неправомерным начисление платы за превышение нормативов допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод на основании декларации от 14.03.2017, которую абонент считает недействительной, и в отсутствие отобранных из контрольного колодца фактических проб сточных вод.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием и правопредшественником Общества (абонент) заключен договор от 01.10.2008 N 85711 на прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор), по условиям которого Предприятие обязалось принимать в системы канализации Предприятия сточные воды от абонента, а абонент - соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых сточных вод; производить оплату Предприятию за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и в порядке, предусмотренные в Договоре.
Пунктом 3.2.1 Договора установлена обязанность Общества соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные нормативно-правовыми актами.
По условиям Договора Общество имеет один контрольный канализационный колодец N 242 (приложение N 3 к Договору).
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" Общество направило в адрес Предприятия первичную декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2017 год. В сопроводительном письме Общество указало, что в декларации приведены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и загрязняющих веществ, ввиду отсутствия фактических данных из-за наличия подпора и невозможности в связи с этим произвести отбор проб сточных вод. Декларация принята Предприятием 14.03.2017 для осуществления контроля.
Указанные Обществом в декларации максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и загрязняющих веществ соответствуют значениям, установленным в приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В ноябре 2017 года Общество направило Предприятию новую декларацию, в которой, также ссылаясь на наличие подпора, привело максимально допустимые значения нормативных показателей по составу сточных вод в централизованные системы водоотведения Санкт-Петербурга, установленные распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 (далее - Распоряжение N 148), и просило принять с 01.08.2017 новую декларацию.
Письмом от 15.12.2017 Предприятие возвратило на доработку указанную декларацию ввиду невозможности сопоставления указанных в ней концентраций загрязняющих веществ с фактическими показателями. Предприятие предложило Обществу устранить причины, препятствующие осуществлению отбора проб сточных вод, с целью внесения в декларацию фактических концентраций загрязняющих веществ.
На основании декларации от 14.03.2017 и Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 (далее - Порядок N 1677), Предприятие рассчитало Обществу плату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу сточных вод за период с 01.04.2018 по 31.05.2018.
Согласно выставленным счетам-фактурам от 23.10.2018 и от 19.11.2018 плата составила 168 738 руб. 87 коп.
Поскольку Общество не оплатило выставленные в его адрес счета-фактуры, Предприятие, начислив на сумму задолженности законную неустойку, направило абоненту с претензию от 30.11.2018 с требованием погасить долг.
Оставление Обществом претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили заявленные Предприятием требования, посчитав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310, в частности Порядком N 1677.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления N 1310 указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
В данном деле истец взыскивает с Общества плату за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой установлен в соответствии с Правилами N 167, Постановлением N 1310 и определен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно Порядком N 1677. Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга установлены Распоряжением N 148.
Согласно пункту 4 Порядка N 1677 (в редакции, относящейся к спорному периоду) плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга с превышением нормативов водоотведения по составу взимается организацией ежемесячно. Размер указанной платы определяется с учетом показателей, содержащихся в декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления указанной декларации, а также в случае, предусмотренном в пункте 4.1 названного Порядка, размер указанной платы определяется с учетом результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Согласно пункту 2 Порядка N 1677 декларация о составе и свойствах сточных вод - документ, подаваемый абонентом в организацию для контроля, форма и содержание которого регламентированы Правилами N 644.
В пункте 125 Правил N 644 определено, что декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ и микроорганизмов, запрещенных к применению и (или) сбросу.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, в том числе декларацию от 14.03.2017 о составе и свойствах сточных вод, суды признали требования истца обоснованными и документально подтвержденными. Нарушений Предприятием действующего законодательства при расчете платы суды не установили.
Кассационная инстанция не находит оснований для иных выводов.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из материалов дела следует, что часть канализационной сети, которую эксплуатирует Общество, проходит через территорию земельного участка, арендуемого обществом с ограниченной ответственностью "СиБ-центр" (далее - общество "СиБ-Центр"). По заявлению Общества Предприятие провело обследование участка наружной канализационной сети от колодца N 132 до колодца N 4, проходящего через трубопроводы и колодцы N 183, 193, 242, и составило акт от 24.06.2016, в котором указало, что данный участок находится в нерабочем состоянии, поскольку в колодце N 132 имеет место подпор, в колодцах N 242, 193, 182 отсутствуют люки с крышкой, колодец N 193 засыпан строительным мусором, отходами бетонного производства и заполнен, как и колодец N 183, сточными водами, в нем разбито верхнее кольцо.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2017 по делу N А56-55523/2016 удовлетворен иск Общества об обязании общества "СиБ-центр" привести в надлежащее состояние охранную зону спорной канализационной сети, в том числе освободить ее от строительных материалов и железобетонных изделий, выполнить работы по восстановлению работоспособности ее участка от колодца N 183 до колодца N 4 путем очистки колодцев N 183, 193, 242 и соединяющих их трубопроводов от строительного мусора, отходов бетонного производства и илистых отложений.
Поскольку Общество предпринимало меры для приведения канализационной сети в надлежащее состояние, Предприятие, предоставив для проведения этих мероприятий разумный срок, не проводило контрольный отбор проб сточных вод.
В то же время, нарушение гидравлического режима водоотведения сточных вод (подпор), по мнению истца, не являлось обстоятельством, бесспорно свидетельствующим об отсутствии возможности проведения отбора проб и предоставления по его результатам корректирующей декларации.
Согласно пункту 23 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), отбор проб сточных вод при наличии такой возможности осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струи. При отсутствии такой возможности отбор пробы сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчик не доказал, что в рамках подготовки декларации не имел возможности провести отбор проб и выполнить их анализ в аккредитованной лаборатории.
Согласно пункту 4 Порядка N 1677 при расчете платы на основании декларации объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации.
В соответствии с пунктом 127 Правил N 644 срок действия декларации составляет не менее одного года и заполняется по заявке абонента. После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения.
Согласно пункту 13 письма Минстроя России от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04 "О разъяснении применения Правил N 644" срок действия изменений в декларацию начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они внесены.
Судами установлено, что на основании обращения Общества от 22.05.2018 Предприятие приняло к сведению изменения в декларацию от 14.03.2017 в части окончания срока ее действия с 01.06.2018.
При таких обстоятельствах плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, рассчитанная на основании Декларации от 14.03.2017, правомерно начислена за период с 01.04.2018 по 31.05.2018 и предъявлена Обществу к оплате.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что требования Предприятия удовлетворены судами обоснованно. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Нормы материального и процессуального права судами не нарушены. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А56-12018/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.