03 февраля 2020 г. |
Дело N А66-18436/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 27.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Технологии и Инвестиции" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А66-18436/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Технологии и Инвестиции", адрес: 170100, г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 20, ОГРН 1116952044098, ИНН 6950139202 (далее - ООО СК "ТехИнвест", Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), о признании недействительным решения от 15.08.2018 N 8939-06 об отказе в прекращении действия лицензии Общества от 03.06.2015 N 000170, о восстановлении нарушенного права Общества путем обязания Инспекции внести в реестр лицензий запись о прекращении действия лицензии Общества от 03.06.2015 N 000170, начиная с 03.08.2018 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы отмечает, что исключение сведений о многоквартирном доме (далее - МКД) из реестра лицензий и прекращение действия лицензии - два самостоятельных факта, существующих независимо друг от друга, в связи с чем считает неправомерным указание судов, что единственным основанием для исключения сведений о МКД из реестра лицензий является вступившее в законную силу решение суда о признании управляющей компании банкротом. Кроме того, Общество указывает, что установленный законом срок направления заявления в уполномоченный орган им соблюден, оснований для отказа внести записи о прекращении действия лицензии у Инспекции не имелось; часть 5.4 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в данном случае не применима. Податель жалобы со ссылкой на статью 199 ЖК РФ отмечает, что действие лицензии по заявленному им основанию должно быть прекращено вне зависимости от наличия в реестре сведений о МКД, находящихся в управлении; нарушений прав жильцов допущено не будет, поскольку обязательства по управлению МКД сохранятся у заявителя до выбора собранием собственников новой управляющей компании.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились; дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 03.06.2015 N 000170 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общество 16.07.2018 направило в адрес Инспекции письмо исх. N 123, в котором сообщило о прекращении лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами с 01.08.2018 в связи с отсутствием финансовой возможности вести такую деятельность.
В письме от 23.07.2018 исх. N 8055-06 на указанное заявление Инспекция сообщила, что на 20.07.2018 в реестре лицензий Тверской области (далее - реестр) находятся сведения о 21 МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО СК "ТехИнвест". Прекращение деятельности возможно в случае исключения из реестра сведений о всех МКД и после подачи нового соответствующего заявления.
Общество 07.08.2018 обратилось в Инспекцию с заявлением исх. N 136 о прекращении действия вышеуказанной лицензии, мотивировав его тем, что не осуществляет данный вид деятельности, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены изменения.
Инспекцией принято решение от 15.08.2018 об оставлении заявления Общества без исполнения с указанием, что подаче такого заявления предшествует обязанность по исключению из реестра лицензий всех МКД, управление которыми осуществляет заявитель.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для принятия оспоренного решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, - в случае представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных данным Кодексом (часть 5).
Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, предусмотрено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
Положения ЖК РФ, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона N 99-ФЗ в рассматриваемой сфере правоотношений (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
Из положений статьи 195 ЖК РФ следует, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, кроме прочего, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен иметь раздел со сведениями об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (части 1 и 2).
Указанные в ЖК РФ основания для внесения необходимых изменений в реестр лицензий связаны с различными юридическими фактами, и, как следствие, их отличие определяет разное содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Федеральный законодатель с учетом особенностей регулирования рассматриваемой области предпринимательской деятельности установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления установлены в пункте 9 Порядка, в числе которых: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Общество, признавая необходимость соблюдения данных требований по продолжению управления МКД до момента, установленного частью 3 статьи 200 ЖК РФ, не обосновал в судах реальное нарушение своих прав оспоренным решением Инспекции.
Судами установлено, что на момент подачи Обществом заявления из реестра не исключены сведения о МКД, остающихся у него в управлении, при этом намерение прекращения деятельности фактически указывает на наличие инициативы самого лицензиата на расторжение договоров управления многоквартирными домами.
Как верно указали суды, исключение из ЕГРЮЛ сведений об основном виде деятельности Общества "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", в отсутствие доказательств расторжения (прекращения действия) договоров управления, не свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Общества по управлению закрепленными за ним домами. Согласно сведениям, представленным Инспекцией, на 06.03.2019 в реестре лицензий находятся сведения о 17 МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО СК "ТехИнвест".
Судами приняты во внимание особенности регулирования и порядка, установленного ЖК РФ, в сравнении с общими нормами о лицензировании, предусмотренными Законом N 99-ФЗ, а также необходимость обеспечения справедливого баланса частного и публичного интересов.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что принятое Инспекцией решение об отказе в прекращении действия лицензии соответствует действующему законодательству, доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Общества в сфере экономической деятельности не выявлено.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А66-18436/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Технологии и Инвестиции" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.