04 февраля 2020 г. |
Дело N А05-3355/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
рассмотрев 29.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А05-3355/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мэйзон", адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. 3-й Пятилетки, д. 4, пом. 1Н, ОГРН 1122903000010, ИНН 2903010109 (далее - ООО "УК "Мейзон"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене приказа Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 25.02.2019 N 01-50/18 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Зеленый город", адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д. 20, ОГРН 1112903001067, ИНН 2903010035 (далее - ООО "Зеленый город").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019, оспариваемый приказ ГЖИ признан незаконным и отменен; на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Мейзон".
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать ООО "УК "Мейзон" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 46 по Двинской ул. г. Новодвинска (далее - МКД) о выборе управляющей компании ООО "Зеленый город" было принято 01.12.2018, то есть позднее принятого 28.11.2018 собственниками МКД решения об управлении спорным домом ООО "УК "Мейзон" и в период отсутствия реализации решения от 28.11.2018. Инспекция считает, что у нее отсутствовали правовые основания для отказа по внесению в реестр лицензий ООО "Зеленый город" сведений об МКД ввиду наличия волеизъявления собственников помещений спорного дома по выбору управляющей организации именно ООО "Зеленый город" и заключения договора управления с последним.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Мейзон" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом"; далее - ООО "УК "Наш Дом") осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 24.03.2015 N 000003 со сроком действия до 11.01.2023.
На основании протокола общего собрания собственников МКД от 28.11.2018 N 1-46/2018 с ООО "УК "Наш Дом" был заключен договор от 01.12.2018 N 46/12/2018 об управлении указанным домом. МКД включен в реестр лицензий Архангельской области как дом, находящийся в управлении ООО "УК "Наш Дом" (приказ Инспекции от 31.01.2019 N 01-50/66 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области").
Кроме того, собственниками МКД было проведено общее собрание в форме очно-заочного голосования, оформленное протоколом от 01.12.2018. Согласно указанному протоколу организацией, управляющей МКД, выбрано ООО "Зеленый город", с которым 01.01.2019 также заключен договор управления МКД.
Приказом ГЖИ от 25.02.2019 N 01-50/118 из реестра лицензий Архангельской области с 28.02.2019 исключены сведения об управлении МКД ООО "УК "Наш Дом" и с 01.03.2019 включены в этот реестр сведения об управлении МКД ООО "Зеленый город".
Не согласившись с указанным приказом ГЖИ, ООО "УК "Мейзон" обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Инспекции в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого приказа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлены статьей 198 ЖК РФ, а также Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка N 938/пр).
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, содержащихся в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 названного Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 названного Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 названного Порядка.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом (пункт 14 Порядка N 938/пр).
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом:
- непосредственное управление собственниками помещений;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ на управление домом должен быть заключен договор в порядке, установленном названной статьей.
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Как установлено судами, собственники помещений МКД приняли и реализовали в соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ решение о выборе способа управления МКД, заключив соответствующий договор управления с ООО "УК "Наш Дом". В частности в период с 22.11.2018 по 27.11.2018 проведено очно-заочное собрание собственников МКД, по результатам которого составлен протокол от 28.11.2018 (т.д. 1, л. 31 - 35). В соответствии с указанным протоколом собственники решили среди прочего расторгнуть договор управления МКД с обществом с ограниченной ответственностью "Новодвинские коммунальные системы" (далее - ОО "НКС") с 30.11.2018 и выбрать с 01.12.2018 в качестве управляющей компании ООО "УК "Наш Дом" (в настоящее время - ООО "УК "Мэйзон"). На основании протокола общего собрания собственников МКД от 28.11.2018 N 1-46/2018 был заключен договор управления МКД от 01.12.2018 N 46/12/2018. Соответствующее заявление и приложенные к нему документы направлены в Инспекцию 03.12.2018.
По результатам рассмотрения названного заявления Инспекция издала приказ от 31.01.2019 N 01-50/66 об исключении из реестра лицензий Архангельской области сведения об ООО "НКС" и включении с 01.02.2019 в этот реестр соответствующих сведений об ООО "УК "Наш Дом".
Как справедливо отмечено судами, доказательств признания судом незаконным решения собственников МКД о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК "Наш Дом" в деле не имеется. Протокол общего собрания собственников МКД от 28.11.2018, договор управления МКД от 01.12.2018 N 46/12/2018, представленные указанным обществом, являлись действующими.
Между тем решение собственников помещений МКД о расторжения договора управления с ООО "УК "Наш Дом" в установленном порядке принято не было. В отсутствии такого решения у Инспекции не имелось оснований для исключения сведений об ООО "УК "Наш Дом" в отношении спорного МКД из реестра лицензий Архангельской области и включении в указанной реестр сведений об ООО "Зеленый город".
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого приказа ГЖИ.
Кроме того, судами были приняты во внимание приказы ГЖИ от 27.03.2019 N 01-50/178 и от 28.03.2019 N 01-50/186 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области", согласно которым в отношении МКД из соответствующего реестра лицензий исключены сведения об ООО "Зеленый город" с 31.03.2019 и включены сведения об ООО "УК"Мэйзон" с 01.04.2019.
Дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А05-3355/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.