г. Вологда |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А05-3355/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Архангельской области Шаховой Е.С. по доверенности от 05.06.2019 N 04-48/31/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2019 года по делу N А05-3355/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мэйзон" (ОГРН 1122903000010, ИНН 2903010109; адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица 3-й Пятилетки, дом 4, помещение 1Н; далее - общество, ООО "УК "Мейзон") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - ГЖИ, инспекция) о признании незаконным и отмене приказа от 25.02.2019 N 01-50/18 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Зеленый город" (ОГРН 1112903001067, ИНН 2903010035; адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 20; далее - ООО "Зеленый город").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2019 года по делу N А05-3355/2019 признан незаконным и отменен проверенный на соответствие нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) приказ инспекции от 25.02.2019 N 01-50/18 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области". На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
ГЖИ с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на жалобу считает, что решение суда не подлежит отмене.
Заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представители ГЖИ, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной инспекцией лицензии от 24.03.2015 N 000003 со сроком действия до 11.01.2023.
Обществом и собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 46 по ул. Двинская г. Новодвинска (далее - МКД) на основании протокола общего собрания от 28.11.2018 N 1-46/2018 заключен договор управления МКД от 01.12.2018 N 46/12/2018.
Вышеуказанный дом включен в реестр лицензий Архангельской области как дом, находящийся в управлении общества, на основании приказа инспекции от 31.01.2019 N 01-50/66 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области" с 01.02.2019.
В материалах дела также усматривается, что согласно протоколу общего собрания собственников указанного МКД от 01.12.2018, в качестве управляющей организации выбрано ООО "Зеленый город", с которым заключен договор управления от 01.01.2019.
Приказом инспекции от 25.02.2019 N 01-50/118 исключены 28.02.2019 из реестра лицензий Архангельской области об обществе с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом" (после переименования ООО "Мэйзон") сведения об управлении МКД и включены 01.03.2019 в этот реестр сведения об ООО "Зеленый город".
Не согласившись с таким приказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Заявленные обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 указанного Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий). Реестр лицензий должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статья 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статья 198 ЖК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 этого Порядка изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копия договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
В пункте 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В пункте 6 названного Порядка установлено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 этого Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Из пункта 8 этого Порядка следует, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Из системного анализа указанных выше норм следует, что орган государственного жилищного надзора должен осуществить проверку поступившего к нему заявления с приложенными документами, в том числе на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 названного Порядка, достоверности содержащихся в них сведений и отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Вместе с тем при издании инспекцией приказа от 25.02.2019 N 01-50/18 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области" не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что собственниками МКД в период с 02.11.2018 по 30.11.2018 по инициативе собственника Гинькиной Н.Ю. проводилось собрание собственников, по итогам которого оформлен протокол общего собрания собственников от 01.12.2018 (том 1, листы 48-54), на котором собственники помещений решили расторгнут договор управления МКД с обществом с ограниченной ответственностью "Новодвинские коммунальные системы" (далее - ООО "НКС") с 01.01.2019 и утвердить с 01.01.2019 в качестве управляющей организации МКД ООО "Зеленый город".
Кроме того, по инициативе собственника Семеренко А.М. в период с 22.11.2018 по 27.11.2018 проведено еще одно очно-заочное собрание собственников, по результатам которого составлен протокол от 28.11.2018 (том 1, листы 31-35), и собственники решили среди прочего расторгнуть договор управления МКД с ООО "НКС" с 30.11.2018 и выбрать с 01.12.2018 в качествен управляющей компании ООО "Управляющую компанию "Наш Дом" (в настоящее время ООО "Мэйзон").
Соответствующее заявление и приложенный к нему протокол направлены в инспекцию 03.12.2018.
Рассмотрение обоих заявлений ГЖИ приостанавливалось в связи с наличием в реестре лицензий сведений об управлении МКД иным лицензиатом (ООО "НКС").
Однако при наличии противоречивых протоколов собраний собственников МКД относительно избрания новой управляющей компании, а также сроков расторжения договоров с ООО "НКС", инспекцией в нарушение положений пункта 5 Порядка N 938/пр, изданы приказ от 31.01.2019 N 01-50/66 об исключении 31.01.2019 из реестра лицензий Архангельской области сведения об ООО "НКС" и включении 01.02.2019 в этот реестр соответствующих сведений об ООО "УК Наш Дом" (в настоящий момент ООО "Мэйзон"), а затем оспариваемый обществом приказ от 25.02.2019 N 01-50/118, которым 28.02.2019 исключены из реестра сведения об ООО "УК "Наш Дом" и включены 01.03.2019 в реестр сведения об ООО "Зеленый город".
При этом инспекцией не отрицается и тот факт, что собственниками помещений МКД решения о расторжения договора управления МКД с ООО "Наш Дом" (в настоящее время ООО "Мэйзон") не принималось.
Инспекция в ходе проверки заявления ООО "Зеленый город" должна была проверить достоверность всех сведений, изложенных в заявлении, путем изучения, в том числе условий договора управления с лицензиатом - обществом. Между тем, из материалов внеплановой документарной проверки, проведенной по указанному заявлению в отношении ООО "Зеленый город" (том 1, листы 5-6), не усматривается изучение условий договора управления многоквартирным домом от 01.12.2018.
Данный договор представлен инспекции в рамках внеплановой документарной проверки, проведенной ранее в отношении ООО "Мэйзон", однако из текста акта проверки от 25.02.2019 N ЛК-05/06-13/101 не следует, что условия договора анализировались, а доводы общества в ответе на мотивированный запрос инспекции от 06.02.2019 исх. N 01-32/228 об отсутствии оснований для расторжения договора управления от 01.12.2018 и внесения изменений в реестр лицензий в части исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий подлежали оценке.
При этом по результатам проверки принято решение о внесении изменении в реестр лицензий, согласно которому ответчик установил факт возникновения права управления у ООО "Зеленый город" с 01.03.2019, не приняв во внимание положения действовавшего договора управления с заявителем и отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - решения о расторжении договора с обществом таковым не принималось.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, согласно пункту 18 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В материалах дела усматривается, что такое уведомление от 18.12.2018 направлено ООО "Зеленый город" обществу, а не ООО "НКС".
С учетом изложенного, проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу, суд первой инстанции сделал верный вывод о недействительности приказа инспекции от 25.02.2019 N 01-50/18 "О внесении изменений в реестр лицензий Архангельской области".
Кроме того, следует отметить, что согласно предъявленному в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции приказу ГЖИ от 27.03.2019 N 01-50/178 "О внесении изменения в реестр лицензий Архангельской области" на основании заключения о результатах проверки от 27.03.2019 N 06-28/178 в отношении ООО "Зеленый город" исключены 31.03.2019 из реестра лицензий Архангельской области сведения о МКД.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного Архангельской области от 28 июня 2019 года по делу N А05-3355/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3355/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Мэйзон"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: ООО "Зеленый город"