05 февраля 2020 г. |
Дело N А13-3949/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Совхоз "Заречье" Иванова В.В. (доверенность от 28.09.2017), от Департамента финансов Вологодской области Щекина И.С. (доверенность от 13.01.2020 N 10/12-2),
рассмотрев 30.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Совхоз "Заречье" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А13-3949/2019,
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент сельского хозяйства), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту финансов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806 (далее - Департамент финансов), о признании недействительным представления от 17.01.2019 N 42-0342/19.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество "Совхоз "Заречье", адрес: 160019, г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 118а, ОГРН 1023500880193, ИНН 3525079214 (далее - ОАО "Совхоз "Заречье", Общество), бюджетное учреждение ветеринарии "Вологодская городская станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 160000, г. Вологда, Пошехонское шоссе, д. 44, ОГРН 1043500043608, ИНН 3525135243 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Совхоз "Заречье", ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции от 21.06.2019 и постановление апелляционного суда от 01.10.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что Общество не производило реализацию молока в свободной продаже, все молоко сдавалось на молокоперерабатывающее предприятие и при этом соответствовало требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011). За последние 12 месяцев до обращения в Департамент сельского хозяйства молоко соответствовало требованиям, установленным сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота, что подтверждается экспертными исследованиями.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента финансов возражал против ее удовлетворения.
Департамент сельского хозяйства и Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департаментом финансов на основании распоряжения от 26.09.2018 N 363 проведена внеплановая выездная проверка предоставления в 2010 году ОАО "Совхоз "Заречье" субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, по результатам которой составлен акт от 12.11.2018.
В ходе проверки Департамент финансов установил, что субсидия за 1 квартал 2017 года в размере 584 200 руб., за 2 квартал 2017 в размере 514 100 руб. получена Обществом с нарушением условий предоставления субсидии, определенных пунктом 1.2, подпунктом 5 пункта 2.2 Порядка предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (утв. постановлением Правительства области от 13.02.2017 N 154; далее - Порядок N 154), поскольку ОАО "Совхоз Заречье" не являлось официально свободным от заразных болезней животных (лейкоза) в течение последних 12 месяцев, в связи с чем реализованное молоко не соответствовало требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Департамент финансов по результатам проверки направил Департаменту сельского хозяйства представление от 17.01.2019 N 42-0342/19, обязав в срок до 12.11.2018 рассмотреть материалы проверки, установить причины и условия выявленных нарушений, привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, обеспечить соблюдение норм Порядка N 154, принять меры к возврату субсидии в сумме 1 098 300 руб.
Считая представление незаконным, Департамент сельского хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив материалы дела и представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления недействительным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Проанализировав Положение о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 16.08.2005 N 882, а также требования Порядка осуществления Департаментом финансов Вологодской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства области от 01.04.2014 N 265, суды пришли к обоснованному выводу о том, что проверка проведена и оспариваемое представление выдано Департаментом финансов в пределах его полномочий.
В абзаце пятом статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.5 Порядка N 154 получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - организация)), осуществляющие деятельность по производству коровьего и/или козьего молока на территории области и осуществляющие реализацию и/или отгрузку на собственную переработку произведенного коровьего и/или козьего молока, а также имеющие поголовье коров и/или коз.
Условия и порядок предоставления субсидий установлены в разделе 2 Порядка N 154.
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Порядка N 154 для получения субсидий организация представляет в департамент сведения о показателях по производству и реализации животноводческой продукции за период, заявленный для предоставления субсидии, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, в которых указываются сведения об объемах производства молока, объемах реализованного и/или отгруженного на собственную переработку молока, а также о наличии у организации поголовья коров и/или коз на первое число периода, заявленного для предоставления субсидии.
В пункте 1.2 Порядка N 154 (в редакции, действовавшей в период получения субсидии) предусмотрено, что под реализованным молоком понимается коровье и/или козье молоко, реализованное и/или отгруженное на собственную переработку, отвечающее требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 021/2011.
В разделе V приложения 5 ТР ТС 021/2011 установлены требования, предъявляемые к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота и сырым сливкам, в частности, установлено, что к обращению допускаются сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, в том числе лейкоза - в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства.
С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что для целей получения субсидии заявитель должен быть официально свободен от лейкоза крупного и мелкого рогатого скота в течение последних 12 месяцев.
Согласно пункту 2.6 Порядка департамент в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет проверку представленных документов на соответствие организации и документов условиям, предусмотренным настоящим разделом, в порядке, утвержденном департаментом.
Суды установили, что на основании документов, представленных Обществом в Департамент сельского хозяйства, принято решение о соответствии ОАО "Совхоз "Заречье" условиям предоставления субсидии и с ним заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии от 26.04.2017 N 36, а также дополнительные соглашения от 25.07.2017 N 1 и от 13.12.2017 N 2. В соответствии с названным соглашением Обществу предоставлена субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 1 квартал 2017 года в размере 584 224 руб., за 2 квартал 2017 года - 514 149 руб., всего за 1 полугодие 2017 года - 1 098 373 руб.
Вместе с тем Департаментом финансов в ходе проверки выявлено, что молоко, произведенное в ОАО "Совхоз "Заречье", в период 1 полугодия 2017 года не соответствовало требованиям ТР ТС 021/2011.
Материалами дела подтверждается, что приказом Управления ветеринарии от 14.04.2015 N 73 Общество объявлено неблагополучным по лейкозу крупного рогатого скота, установлены ограничительные мероприятия (карантин), которые сняты приказом Управления ветеринарии от 22.11.2016 N 179. При этом с заявлением о получении субсидии Общество обратилось 06.04.2017, приложив сведения о реализованном молоке.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что на момент обращения за получением субсидии Общество официально не являлось свободным от лейкоза животных; оснований для предоставления субсидии за 1, 2 кварталы 2017 года в общей сумме 1 098,3 тыс. руб. указанному получателю у Департамента сельского хозяйства не имелось.
Доводы Общества о том, что приказом Управления ветеринарии от 14.04.2015 N 73 была запрещена реализация молока и молочных продуктов в свободной продаже, такая реализация не производилась, молоко сдавалось на молокоперерабатывающее предприятие, не свидетельствует о его соответствии условиям предоставления субсидии.
Как верно отметили суды, поставка Обществом молока для переработки сама по себе не свидетельствует о соответствии показателей реализации условиям Порядка N 154, поскольку для целей предоставления субсидии в спорный период было установлено требование о необходимости подтвердить объемы реализованного молока, которым признается молоко, соответствующее требованиям ТР ТС 021/2011.
В подтверждение соответствия молока установленным требованиям Общество также ссылается на результаты лабораторных исследований, отраженные в акте эпизодического обследования от 15.11.2016, согласно которым с мая по ноябрь 2016 года положительно реагирующих животных не выявлено, результаты проб отрицательные.
Однако в силу нормативно установленных требований раздела V приложения 5 ТР ТС 021/2011 хозяйство должно быть официально свободно от лейкоза в течение последних 12 месяцев, тогда как в данном случае в отношении ОАО "Совхоз "Заречье" ограничительные мероприятия (карантин) были сняты приказом Управления ветеринарии от 22.11.2016 N 179 при том, что с заявлением о получении субсидии Общество обратилось 06.04.2017, то есть до истечения 12 месяцев с момента снятия карантина. При таком положении, до снятия ограничительных мероприятий в установленном порядке, результаты экспертиз отобранных проб, на которые ссылается податель жалобы, выводы судебных инстанций не опровергают.
То, что в дальнейшем постановлением Правительства Вологодской области от 08.11.2017 N 984 в пункт 1.2 Порядка N 154 внесены изменения и требование необходимости соблюдения технических регламентов было исключено, также не означает соответствие Общества условиям предоставления субсидии, действовавшим на дату ее получения.
На основании изложенного суды обоснованно признали, что Департамент финансов правомерно выдал оспариваемое предписание и оснований для признания его недействительным не имеется, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А13-3949/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Совхоз "Заречье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.