г. Вологда |
|
01 октября 2019 г. |
Дело N А13-3949/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Василисиной А.С.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Миролюбовой Ю.А. по доверенности от 15.04.2019, от Департамента финансов Вологодской области Щекина И.С. по доверенности от 09.01.2019 N 10-12/7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Совхоз "Заречье", Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июня 2019 года по делу N А13-3949/2019,
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - департамент сельского хозяйства, департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области к Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 2; далее - департамент финансов) о признании недействительным представления от 17.01.2019 N 42-0342/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Совхоз "Заречье" (ОГРН 1073500004247, ИНН 3525059426; адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Чернышевского, дом 118а; далее - ОАО "Совхоз "Заречье", общество), бюджетное учреждение ветеринарии "Вологодская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043500043608, ИНН 3525135243; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, шоссе Пошехонское, дом 44; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 июня 2019 года по делу N А13-3949/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент сельского хозяйства с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что департаментом финансов не принято во внимание, что обществом в подтверждение реализации молока в целях получения субсидии в департамент сельского хозяйства представлены квитанции - уведомления о принятии молока коровьего, содержащие отметки о соответствии продукции требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013).
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что хозяйство не производило реализацию молока в свободной продаже, все молоко сдавалось на молокоперерабатывающее предприятие и соответствовало требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011). В обоснование соответствия молока установленным требованиям сослалось на пункт 5.10 раздела 5 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных Приказом Минсельхозпрода России от 11.05.1999 N 359 (далее - Правила N 359), результаты отбора проб на лейкоз.
В судебном заседании представитель департамента изложенные в жалобах доводы поддержал.
Департамент финансов отзывы на жалобы не представил, его представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласился, просил решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей департамента сельского хозяйства и департамента финансов, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностными лицами департамента финансов на основании распоряжения от 26.09.2018 N 363 проведена внеплановая выездная проверка предоставления в 2017 году ОАО "Совхоз "Заречье" субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в соответствии с требованием Порядка предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства области от 13.02.2017 N 154 (далее - Порядок N 154, Порядок), по результатам которой составлен акт от 12.11.2018.
Из акта следует, что субсидия за 1 квартал 2017 года в сумме 584,2 тыс. руб., за 2 квартал 2017 - 514,1 тыс. руб. получена обществом с нарушением условий предоставления субсидии, определенных пунктом 1.2, подпунктом 5 пункта 2.2 Порядка, поскольку ОАО "Совхоз Заречье" не являлось официально свободным от заразных болезней животных (лейкоза) в течение последних 12 месяцев, в связи с этим реализованное молоко не соответствовало требованиям ТР ТС 021/2011.
По результатам проверки департаменту сельского хозяйства выдано представление от 17.01.2019 N 42-0342/19, в соответствии с которым в срок до 12.11.2018 необходимо рассмотреть материалы проверки, установить причины и условия выявленных нарушений, привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, обеспечить соблюдение норм Порядка, принять меры к возврату субсидии в сумме 1 098,3 тыс. руб.
Считая представление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции заявленные требования отклонил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Из пункта 3 указанной статьи следует, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.08.2005 N 882, данный департамент является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции финансового органа области как субъекта Российской Федерации, органа внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно пункту 19 Порядка осуществления Департаментом финансов Вологодской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства области от 01.04.2014 N 265 (далее - Порядок N 265), проверки, проводимые департаментом финансов, подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Из пункта 46 Порядка N 265 следует, что по итогам проведения контрольного мероприятия в случаях установления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Департаментом финансов области в течение сорока рабочих дней со дня вручения или направления подписанного экземпляра акта (заключения) объекту контроля составляются представления и (или) предписания и направляются объектам контроля.
Таким образом, проверка проведена и оспариваемое представление выдано в пределах компетенции департамента финансов.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3.1 данной статьи определено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок N 154 определяет категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - субсидия, субсидии), цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1.5 Порядка получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - организация)), осуществляющие деятельность по производству коровьего и/или козьего молока на территории области и осуществляющие реализацию и/или отгрузку на собственную переработку произведенного коровьего и/или козьего молока, а также имеющие поголовье коров и/или коз.
Условия и порядок предоставления субсидий содержатся в разделе 2 Порядка. Так, согласно подпункту 5 пункта 2.2 Порядка для получения субсидий организация представляет в департамент сведения о показателях по производству и реализации животноводческой продукции за период, заявленный для предоставления субсидии, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, в которых указываются сведения об объемах производства молока, объемах реализованного и/или отгруженного на собственную переработку молока, а также о наличии у организации поголовья коров и/или коз на первое число периода, заявленного для предоставления субсидии.
Пунктом 1.2 Порядка в редакции, действовавшей в период получения субсидии, предусмотрено, что под реализованным молоком понимается коровье и/или козье молоко, реализованное и/или отгруженное на собственную переработку, отвечающее требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 021/2011.
Разделом V приложения 5 ТР ТС 021/2011 установлены требования, предъявляемые к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота и сырым сливкам, в частности установлено, что к обращению допускаются сырое молоко и сырые сливки, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, в том числе лейкоза - в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства.
Таким образом, для целей получения субсидии заявитель должен быть официально свободен от лейкоза животных в течение последних 12 месяцев.
Согласно пункту 2.6 Порядка департамент в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет проверку представленных документов на соответствие организации и документов условиям, предусмотренным настоящим разделом, в порядке, утвержденном департаментом.
На основании пункта 2.7 Порядка N 154 решение о предоставлении субсидии организации принимается в форме правового акта департамента не позднее трех рабочих дней после окончания срока проверки документов. На основании представленных организациями справок-расчетов причитающейся суммы субсидии департамент формирует сводный реестр предоставления субсидий по форме 1 и/или 2 согласно приложению 8 к настоящему Порядку.
В случае принятия решения о предоставлении организации субсидии департамент в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии, уведомляет организацию о принятом решении.
В случае отказа в предоставлении субсидии департамент в течение трех рабочих дней после окончания проверки документов направляет организации соответствующее уведомление с указанием причины отказа.
Как следует из материалов дела, на основании документов, представленных обществом в департамент, принято решение о соответствии общества условиям предоставления субсидии и с ним заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии от 26.04.2017 N 36, а также дополнительные соглашения от 25.07.2017 N 1 и от 13.12.2017 N 2.
В соответствии с указанным соглашением обществу предоставлена субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 1 квартал 2017 года в размере 584 224 руб., за 2 квартал 2017 года - 514 149 руб., всего за 1 полугодие 2017 года - 1 098 373 руб.
Департаментом финансов в ходе проверки установлено, что молоко, произведенное в ОАО "Совхоз "Заречье", в период 1 полугодия 2017 года не соответствовало требованиям безопасности.
В подтверждение реализации молока в целях получения субсидии в департамент представлены квитанции-уведомления о принятии производственным кооперативом "Вологодский молочный комбинат" молока коровьего, согласно которым коровье молоко отвечает требованиям ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 021/2011.
Вместе с тем проверяющими установлено, что приказом Управления ветеринарии от 14.04.2015 N 73 общество объявлено неблагополучным по лейкозу крупного рогатого скота, установлены ограничительные мероприятия (карантин), которые сняты приказом Управления ветеринарии от 22.11.2016 N 179.
С заявлением о получении субсидии общество обратилось 06.04.2017, приложив сведения о реализованном молоке. Таким образом, суд первой инстанции установил, что на момент обращения за получением субсидии общество официально не являлось свободным от лейкоза животных.
Следовательно, оснований для предоставления субсидии за 1, 2 кварталы 2017 года в общей сумме 1 098,3 тыс. руб. указанному получателю у департамента сельского хозяйства не имелось.
Доводы департамента сельского хозяйства об отсутствии полномочий по запросу у получателей дополнительных документов судом первой инстанции отклонены, поскольку в силу пункта 2.6. Порядка на данный департамент возложена обязанность по проверке представленных документов на соответствие организации и документов условиям предоставления субсидии, который вправе установить процедуру проверки представленных документов и сведений.
Ссылки заявителя на незаконность требования представления о принятии мер к возврату субсидии в размере 1 098,3 тыс. руб. в связи с возвратом обществом части субсидии в сумме 4 373 руб. судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Как верно отразил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае департаментом финансов проводилась проверка предоставления средств субсидии, а не обстоятельства ее использования получателем. Факт предоставления субсидии с нарушением требований Порядка подтверждается на сумму 1 098,3 тыс. руб., в связи с этим требования представления в указанной части не нарушают права департамента в экономической деятельности и не препятствуют его исполнению с учетом правоотношений по заключенному с обществом соглашению о предоставлении субсидии от 26.04.2017 N 36.
Доводы учреждения о том, что приказом Управления ветеринарии от 14.04.2015 N 73 обществу запрещена реализация молока и молочных продуктов в свободной продаже, тогда как оно такую реализацию не производило, а сдавало молоко на молокоперерабатывающее предприятие, не свидетельствует о его соответствии условиям предоставления субсидии. Право на реализацию молока для переработки, а равно как и то обстоятельство, что последние 12 месяцев перед обращением в департамент молоко соответствовало требованиям, установленным к сырому молоку, полученному от крупного и мелкого рогатого скота, не свидетельствует о соответствии показателей реализации требованиям Порядка N 154.
При этом согласно пункту 4.4 Правил N 359 молоко от инфицированных и остальных коров оздоравливаемого стада (фермы, индивидуального подсобного хозяйства, фермерского хозяйства) сдают на молокоперерабатывающий завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После обеззараживания молоко используется без ограничений.
Следовательно, молоко в период карантина могло быть сдано на молокоперерабатывающий завод.
В обоснование соответствия молока установленным требованиям учреждение в жалобе указано на пункт 5.10 раздела 5 Правил N 359, согласно которому хозяйства, в том числе хозяйства граждан, считают оздоровленными после вывода всех больных и инфицированных животных и получения двух подряд, с интервалом в 3 месяца, отрицательных результатов при серологическом исследовании всего поголовья животных старше 6-месячного возраста, а также выполнения мер по санации помещений и территории ферм. В подтверждение привело результаты лабораторных исследований, отраженные в акте эпизодического обследования от 15.11.2016, согласно которым с мая по ноябрь 2016 года положительно реагирующих животных не выявлено, результаты проб отрицательные.
Вместе с тем, как указано ранее, для целей получения субсидии заявитель должен быть официально свободен от лейкоза животных в течение последних 12 месяцев, независимо от результатов экспертиз отобранных проб.
Приведенное учреждением в жалобе то обстоятельство, что постановлением Правительства Вологодской области от 08.11.2017 N 984 в пункт 1.2 Порядка внесены изменения, согласно которым под реализованным молоком понимается коровье и/или козье молоко, реализованное и/или отгруженное на собственную переработку, требование необходимости соблюдения Технических регламентов исключено, не означает соответствие общества условиям получения субсидии, установленным до внесения данных изменений.
Следовательно, оснований для признания незаконным оспариваемого представления не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалоб не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июня 2019 года по делу N А13-3949/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Совхоз "Заречье", Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3949/2019
Истец: Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов Вологодской области
Ответчик: Департамент финансов Вологодской области
Третье лицо: БУ ВО "Вологодская станция по борьбе с болезнями животных", ОАО "Совхоз "Заречье"