06 февраля 2020 г. |
Дело N А21-15944/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" Баландина С.В. (доверенность от 21.01.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Территория уюта" Орьевой Ю.В. (доверенность от 10.01.2020),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А21-15944/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест", адрес: 236029, г. Калининград, ул. Ф. Воейкова, д. 11, ОГРН 1063905089731, ИНН 3905079355 (далее - ООО "Эгида-Строй-Инвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании действий Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 116392608225, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) по исключению из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель, дома N 38, расположенного по адресу: Калининград, ул. Челнокова; а также об обязании Министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Территория уюта", адрес: 236029, Калининград, ул. В. Гакуна, д. 10, ОГРН 1173926027989, ИНН 3906361072 (далее - ООО "Территория уюта").
Решением суда от 01.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Податель жалобы поясняет, что в обоснование своей позиции ссылался на неисполнение Министерством императивных требований действующего законодательства, а не на нарушения, допущенные при изготовлении протокола от 18.11.2018 N 2.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель ООО "Территория уюта" отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе рассмотрения заявления ООО "Территория уюта" о включении многоквартирного дома N 38 по улице Челнокова в Калининграде в перечень домов, управление которыми осуществляет лицензиат, на предмет соответствия приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок N 938/пр) Министерством принято решение о приостановлении рассмотрения названного заявления на срок не более чем 30 рабочих дней.
Основанием для вынесения приказа от 30.11.2018 N 6226 о приостановлении рассмотрения заявления послужило его несоответствие и приложенных к нему документов условиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка N 938/пр (подпункт "а" пункта 10).
Результаты проведенной на основании приказа от 30.11.2018 N 6204 внеплановой проверки отражены в акте проверки от 06.12.2018 N ЖК-1/6204/ГНИ.
В дальнейшем, приказом от 10.12.2018 N 6391 Министерство оформило решение о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области: дом N 38 по улице Челнокова в городе Калининграде исключен из перечня многоквартирных домов, которыми управляет ООО "Эгида-Строй-Инвест" и соответственно включен в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Территория уюта".
Посчитав действия Министерства по внесению изменений в реестр лицензий незаконными, а права ООО "Эгида-Строй-Инвест" нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на законность оспариваемых действий Министерства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Суды проанализировали спорные правоотношения ввиду значимых нормативных требований, в том числе части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, статей 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Порядка N 938/пр и Приказа N 937/пр.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр. При этом пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт "г"); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "д").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проведенной проверки (подпункт "б").
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
Суды с учетом материалов, проведенной Министерством внеплановой проверки удостоверились в следующем:
- заявление ООО "Территория уюта" содержит документы и сведения, предусмотренные пунктом 3 Порядка (копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления управляющей организацией ООО "Территория уюта" и о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
- представленный ООО "Территория уюта" протокол от 18.11.2018 N 2 полностью соответствует требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 937/пр (далее- Приказ N 937/пр).
- по результатам проверки соответствия представленных ООО "Территория уюта" документов Министерством не выявлены нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 по улице Челнокова в г. Калининграде, оформленного протоколом от 18.11.2018 N 2.
С учетом изложенного, отсутствие нарушений Порядка N 938/пр явилось основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Означенное решение оформлено приказом от 10.12.2018 N 6391, который содержит мотивированное обоснование его принятия.
Поскольку представленные ООО "Территория уюта" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Порядка N 938/пр и Приказа N 937/пр, суды обоснованно сочли, что Министерство не имело правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома N 38 по улице Челнокова в г. Калининграде.
Суд округа полагает, что оспариваемые действия компетентного государственного органа отвечают принципу полноты изложения, ясности и прозрачности правового регулирования.
Кассационная жалоба Общества, содержащая ссылку на неправильное применении судами норм права, не содержит должной конкретики и лишь указывает на несоблюдение Министерством неких императивных требований, из ее содержания невозможно установить основания несоответствия оспариваемых действий требованиям действующего законодательства.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А21-15944/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.