г. Санкт-Петербург |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А21-15944/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): Баландин С.В. по доверенности от 14.08.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: Орьева Ю.В. по доверенности от 01.07.2019
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15153/2019) ООО "Эгида-Строй-Инвест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2019 по делу N А21-15944/2018 (судья С.Н. Сычевская), принятое
по заявлению ООО "Эгида-Строй-Инвест"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
3-е лицо: ООО "Территория уюта"
о признании незаконными действия
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" (ИНН 3905079355, ОГРН 1063905089731, адрес: 236029, г.Калининград, ул.Ф.Воейкова дом 11; далее - ООО ""ЭгидаСтрой-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253, место нахождения: г.Калининград, ул.Д.Донского, дом 1; далее - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) по исключению из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель, дома, расположенного по адресу: г.Калининград, ул.Челнокова дом 38; а также об обязании Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Эгида-Строй-Инвест".
Протокольным определением суда от 04.02.2019 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Территория уюта" (ОГРН 1173926027989).
Решением суда от 01.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что при составлении протокола N 2 в приложении N4 (лист голосования), допущены нарушения, выразившиеся в том, что по квартирам NN 14-15, 24, 36, 92, 94, 102, 113, 116, 128, 134, 136, 137, 169, 173, 185, 189 один собственник расписывался за двоих-пятерых в отсутствие доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия; по квартире N 191 собственники не приняли никакого решения, хотя их подписи в листе для голосования имеются; по квартире N 250 в первой колонке указан голос, но отсутствует подпись.
08.08.2019 в суд апелляционной инстанции поступил отзыв 3-го лица на апелляционную жалобу, в соответствии с которым ООО "Территория уюта" просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 26.08.2019 рассмотрение дела отложено на 04.09.2019 для представления ООО "Эгида-Строй-Инвест" дополнительных письменных пояснений, представления расчета, обосновывающего доводы об отсутствии кворума на собрании собственников.
Определением суда от 03.09.2019 в составе суда, рассматривающего дело 04.09.2019 г., произведена замена в порядке статьи 18 АПК РФ - судья Сомова Е.А. заменена на судью Фуркало О.В., рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель 3-го лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своих представителей, в связи с чем, судебное заседание проведено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения заявления ООО "Территория уюта" о включении многоквартирного дома N 38 по ул. Челнокова в г.Калининграде в перечень домов, управление которыми осуществляет лицензиат, на предмет соответствия приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Приказ N 938) Министерством принято решение о приостановлении рассмотрения заявления на срок не более чем 30 рабочих дней.
Основанием для вынесения приказа о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами от 30.11.2018 N 6226 послужило несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Приказа N 938 (подпункт "а" пункта 10).
Результаты проведенной на основании приказа от 30.11.2018 N 6204 внеплановой проверки отражены в акте проверки от 06.12.2018 N ЖК-1/6204/ГНИ. Приказом от 10.12.2018 N 6391 Министерство оформило принятое решение о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области, дом N 38 по улице Челнокова в городе Калининграде в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Территория уюта".
Не согласившись с указанными действиями Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт "г"); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "д").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проведенной проверки (подпункт "б").
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В ходе проведенной Министерством внеплановой проверки установлено, что заявление ООО "Территория уюта" содержит документы и сведения, предусмотренные пунктом 3 Порядка (копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в МКД о выборе способа управления управляющей организацией ООО "Территория уюта" и о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией, копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - л.д.59-60).
В ходе проверки в отношении инициаторов общего собрания, оформленного протоколом от 18.11.2018 N 2, Министерством также установлено, что представленный ООО "Территория уюта" протокол полностью соответствует требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, установленных Приказом 937.
Суд первой инстанции также произвел проверку соответствия представленных третьим лицом в Министерство документов, и обоснованно заключил, что Министерством не выявлены нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 по ул.Челнокова в г.Калининграде, оформленного протоколом от 18.11.2018 N 2.
Отсутствие нарушений Приказа N 938/пр явилось основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Решение оформлено приказом N 6391 от 10.12.2018 года. Вышеназванный приказ содержит мотивированное обоснование его принятия. С учетом того, что представленные ООО "Территория уюта" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Приказа N 938/пр и Приказа N 937/пр, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство не имело правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении МКД N 38 по ул.Челнокова в г. Калининграде.
Доводы подателя жалобы о несоответствии протокола от 18.11.2018 N 2 требованиям Приказа N937пр. рассмотрены судом, но учтены быть не могут.
В материалах дела имеются доказательства того, что решение собственников, оформленное протоколом от 18.11.2018 N 2, обжаловано в суд общей юрисдикции в соответствии с правилами пункта 6 статьи 46 ЖК РФ. Принимая во внимание означенное обстоятельство, апелляционный суд в отсутствие собственников помещений МКД, считает недопустимым оценивать указанное решение, делая выводы о законности/незаконности протокола, заведомо предрешая судьбу дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции в соответствии с правилами подведомственности.
Именно результат рассмотрения дела судом общей юрисдикции может быть положен в основу решений и действий, направленных на устранение нарушения прав и законных интересов ООО "Эгида СтройИнвест", если суд общей юрисдикции установит незаконность решения собственников помещений МКД, поскольку только такое решение имеет приоритет при определении судьбы общего имущества.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2019 по делу N А21-15944/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15944/2018
Истец: ООО "Эгида-Строй-Инвест"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
Третье лицо: ООО "Территория уюта"