05 февраля 2020 г. |
Дело N А56-14997/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Асмыковича А.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АСП Северо-Запад" Панферовой И.О. (доверенность от 20.11.2018), от Санкт-Петербургского казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" Гришиной И.Л. (доверенность от 09.01.2020 N 03-01/20),
рассмотрев 30.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСП Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-14997/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АСП Северо-Запад", адрес: 196247, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 147, корп. 2, лит. А, пом. 19-Н, ОГРН 1127847489197, ИНН 7841470825 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании недействительным уведомления Санкт-Петербургского казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", 191144, Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11, лит. Б, пом. 1-Н, ОГРН 1147847556570, ИНН 7842019044 (далее - Учреждение), от 14.12.2018 N 03-1894/18-0-0 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 05.02.2018 N 05/18-ПИР (далее - Контракт).
Решением суда от 10.06.2019, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.06.2019 и постановление от 27.09.2019.
Как считает податель жалобы, суды не приняли во внимание, что работы по Контракту были приостановлены в связи с тем, что Учреждение в нарушение пункта 5.1.1 не предоставило все исходные данные, необходимые для проектирования.
Общество полагает, что, поскольку Учреждением была допущена просрочка исполнения своих обязательств, срок выполнения работ был продлен на период просрочки заказчика и выпал на середину января 2019 года.
Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что запрос исходных данных (технических условий) для проектирования светофорных объектов у публичного акционерного общества "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго") возможен только после получения от проектной организации необходимых документов (ситуационных планов и расчета нагрузок на каждый объект), поскольку Контракт не содержит таких условий.
Кроме того, Общество указывает, что результат работ был направлен Учреждению в течение десятидневного срока, однако мотивированный отказ от приемки работ в адрес Общества не поступал.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили Контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по размещению велосипедных дорожек в южной части Санкт-Петербурга по маршрутам: ул. Типанова от пр. Юрия Гагарина - пр. Славы до Софийской ул., Бухарестская ул. - Центр.
Согласно пункту 2.2 Контракта работы подлежат выполнению в четыре этапа: первый и второй - в срок до 30.03.2018, третий и четвертый - в срок до 30.11.2018.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта заказчик обязан передать подрядчику в течение двух рабочих дней с момента его заключения исходные данные, в том числе данные для проектирования или технические условия на присоединение к электрическим сетям, а также паспорта существующих светофорных объектов.
Согласно пункту 9.1 Контакт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2018 включительно, а в части не исполненных в период действия Контракта обязательств - до полного их исполнения.
На основании пункта 9.4 Контракт может быть расторгнут в связи с односторонним отказом от его исполнения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с тем что работы в установленный Контактом срок не завершены, акт приемки выполненных работ не подписан, уведомлением от 14.12.2018 N 03-1894/18-0-0 Учреждение отказалось от исполнения Контракта.
Полагая, что отказ Учреждения от Контракта является недействительным, Общество обратилось с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 14 указанной статьи заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В силу пункта 7.17 Контракта заказчик в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 44-ФЗ в случае существенных нарушений подрядчиком условий контракта вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту, письменно уведомив об этом подрядчика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В уведомлении от 14.12.2018 об одностороннем отказе от исполнения Контракта Учреждение указало, что работы по Контракту не завершены, установлен факт неисполнения и ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по Контракту, и сослалось на пункт 2 статьи 715 ГК РФ.
Не опровергая факт нарушения сроков выполнения работ, Общество отметило, что сроки по третьему и четвертому этапам были нарушены в связи с несвоевременным предоставлением заказчиком необходимых данных и изменением заказчиком трасс маршрутов велодорожек, которое повлекло необходимость получения новых исходных данных. Кроме того, Общество пояснило, что письмом от 21.11.2018 оно уведомило заказчика о приостановлении выполнения работ в связи с непредоставлением исходных данных для проектирования, а по накладной от 24.12.2018 N 1 результат работ был передан заказчику, в связи с чем заказчик был обязан отозвать уведомление об отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с графиком производства работ (приложение N 3 к Контракту), выполнение работ по третьему и четвертому этапам осуществляется в следующем порядке и в следующие после его подписания сроки: сбор исходных данных - в течение 18 недель с момента подписания Контракта (до 11.06.2018), разработка планировочного решения, схем - в течение 19 недель, разработка кабельного и сводного планов - в течение 24 недель, разработка электрической части проекта - в течение 27 недель, расчет режимов светофорного регулирования - в течение 29 недель, разработка проекта организации связи - в течение 32 недель (до 17.09.2018).
Суды установили, что Общество допустило просрочку выполнения работ по первому и второму этапам Контракта, в связи с которой произошел сдвиг сроков выполнения работ по третьему и четвертому этапам.
Как следует из материалов дела, письмами от 29.10.2018 N 267, от 21.11.2018 N 317 Общество обращалось к заказчику с требованием предоставить исходные данные для проектирования или технические условия присоединения к электрическим сетям.
Письмом от 23.11.2018 N 03-3132/18-0-1 Учреждение сообщило, что исходные данные на проектирование светофорных объектов (паспорта существующих светофорных объектов, а также копии действующих договоров на электроснабжение или технических условий ПАО "Ленэнерго") были получены представителем Общества 14.09.2018. В данном письме Учреждение пояснило, что запрос исходных данных (технических условий) для проектирования реконструкции светофорных объектов в адрес ПАО "Ленэнерго" формируется после получения от проектной организации необходимых материалов, так как расчеты нагрузок на реконструкцию части светофорных объектов нагрузок были получены 16.11.2018, а ситуационные планы - 21.11.2018, соответствующие запросы в ПАО "Ленэнерго" были направлены 21.11.2018.
В материалы дела представлена копия письма Учреждения от 07.09.2016 N 02-1262/18-0-0 в адрес Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" (далее - Дирекция), на которой имеется расписка представителя Общества Зуевой И.В. о получении предоставленных Дирекцией технических условий для проектирования реконструкции светофорных объектов.
Письмами от 21.11.2018 Учреждение запросило у ПАО "Ленэнерго" исходные данные (технические условия) для проектирования светофорных объектов.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды признали несостоятельными доводы Общества о невозможности выполнения работ по третьему и четвертому этапам в сроки, установленные Контрактом, в связи с непредоставлением заказчиком исходных данных, поскольку технические условия на проектирование модернизации светофорных объектов, предоставленные Дирекцией, были получены Обществом, а запрос данных для проектирования и реконструкции светофорных объектов у ПАО "Ленэнерго" был осуществлен Учреждением после получения от Общества необходимых для запроса материалов.
Суды правомерно признали необоснованными ссылки Общества на невозможность своевременного выполнения работ в связи с изменениями заказчиком планировочных решений, поскольку в письме от 15.05.2018 N 98, направленном в адрес Учреждения, Общество указало, что внесенные заказчиком изменения не повлияют на общий срок выполнения работ по Контракту.
Доводы Общества о том, что результат работ был направлен Учреждению в течение десятидневного срока, однако мотивированный отказ от приемки работ в адрес Общества не поступал, опровергается материалами дела.
Письмом от 09.01.2019 N 03-3863/18-0-0 Учреждение уведомило Общество о выявлении несоответствия сведений об объемах выполненных работ требованиям, указанным в пункте 16.2 приложения N 1 к Контракту и приложении N 1 к техническому заданию, и о непригодности предоставленной Обществом документации для целей ее использования.
Таким образом, у судов отсутствовали основания полагать, что в установленный частью 14 статьи 95 Закон N 44-ФЗ срок Общество устранило нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа Учреждения от исполнения Контракта.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что односторонний отказ Учреждения от контракта, выраженный в уведомлении от 14.12.2018 N 03-1894/18-0-0, соответствует положениям статьи 95 Закона N 44-ФЗ и является правомерным, в связи с чем обоснованно отказали в иске.
В соответствии с частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении или о неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного основания для отмены судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-14997/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСП Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.