07 февраля 2020 г. |
Дело N А56-161695/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк-девелопмент" - Егорова С.Н. (доверенность от 25.12.2019), от Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - Денисова В.В. (доверенность от 28.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А56-161695/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация), выразившегося в не рассмотрении заявления от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления Обществу земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки, а также об обязании Администрации в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления Обществу земельного участка и утвердить схему расположения указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области (далее - Администрация поселения).
Решением суда первой инстанции от 19.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2019, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, считая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация поселения, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направила, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Администрацию с заявлением от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки, для целей размещения антенно-мачтового сооружения связи.
Ссылаясь на не рассмотрение Администрацией данного заявления в пределах установленного законом срока, а также на непринятие соответствующего решения, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Администрации и Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалами дела подтверждается что Общество в порядке, установленном статьей 39.14 ЗК РФ, обратилось к Администрации с заявлением от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В подтверждение факта исполнения уполномоченным органом обязанности по рассмотрению заявления Общества, Администрации представила в материалы дела копию ответа заявителю от 18.01.2019 N А-319, в котором указано на необходимость соблюдения требований пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ и рекомендовано формировать границы земельного участка вдоль существующей автомобильной дороги.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что письмо Администрации от 18.01.2019 N А-319 не может быть квалифицировано в качестве решения, предусмотренного положениями статей 39.15, 39.16 ЗК РФ, поскольку данный документ не содержится ни отказа в предварительном согласовании ни решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что Администрацией было допущено неправомерное бездействие по рассмотрению заявления Общества.
Исследовав приведенные в судебном заседании доводы Администрации о невозможности удовлетворения поданного Обществом заявления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необходимости возложения на Администрацию обязанности в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять соответствующее решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
В кассационной жалобе Администрация указывает, что выводы судов противоречат подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
По мнению Администрации, Общество не вправе претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов, поскольку сооружение связи, которое предполагается разместить на данном участке, не предназначено для обеспечения объектов федерального, регионального или местного значения.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не являющихся объектами федерального, регионального или местного значения.
Кассационная инстанция считает указанные выводы судов правильными, соответствующими буквальному содержанию правовой нормы и ее смыслу.
Кроме того, Администрация ссылается в кассационной жалобе на то, что размещение сооружения связи на испрашиваемом земельном участке противоречит разрешенному виду его использования.
Между тем, пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - классификатор).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А56-161695/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.