г. Санкт-Петербург |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А56-161695/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е. В.,
при участии:
от заявителя: Егоров С. Н., по доверенности от 08.12.2017N
от заинтересованных лиц: 1) Денисов В. В., по доверенности от 28.11.2018;
2) представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17102/2019) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2019 по делу N А56- 161695/2018 (судья Егорова Д.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
заинтересованные лица: 1) администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области; 2) администрация Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области (адрес: Россия 188855, Ленинградская область, Выборгский район, п. Первомайское, ул. Ленина, д.22)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления Обществу земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки, а также об обязании Администрации в течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления Обществу земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки.
Определением суда от 05.03.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2019 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявления Обществу отказать, ссылаясь на недопустимость применения пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ввиду того, что данная норма, по мнению Администрации, применима только в отношении земельных участков, предоставляемых в целях размещения объектов, предназначенных для обеспечения связи объектов федерального, регионального или местного значения.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу. в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие администрации Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области, надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Линк Девелопмент" в порядке статьи 39.14 ЗК РФ обратилось в администрацию Выборгского муниципального района Ленинградской области с заявлением от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки.
Ссылаясь на нерассмотрение уполномоченным органом в пределах установленного законом срока указанного заявления, а также на непринятие решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Как видно из материалов дела, 27.07.2018 ООО "Линк Девелопмент" в порядке статьи 39.14 ЗК РФ обратилось в администрацию Выборгского муниципального района Ленинградской области с заявлением от 19.07.2018 N 1042 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 164 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Первомайское сельское поселение, поселок Огоньки.
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 ЗК РФ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В подтверждение факта исполнения уполномоченным органом обязанности по рассмотрению заявления Общества, Администрацией в материалы дела представлена копия ответа заявителю от 18.01.2019 N А-319, в котором указано на необходимость соблюдения требований пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ и рекомендовано формировать границы земельного участка вдоль существующей автомобильной дороги.
Вместе с тем, данное письмо не содержит ни отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ни решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что представленное Администрацией письмо от 18.01.2019 N А-319 не соответствует требованиям статей 39.15, 39.16 ЗК РФ, поскольку в указанном письме не сформулировано решение уполномоченного органа.
Иного документа, принятого по заявлению Общества от 19.07.2018, Администрацией в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, Администрация указала, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как указала Администрация, поскольку предполагаемое место размещения антенно-мачтового сооружения приходилось на зону жилой застройки, заявителю рекомендовано иное место расположения объекта - вдоль автомобильной дороги.
Однако, из представленной схемы следует, что Общество просило предоставить земельный участок на границе существующей, но другой, грунтовой, дороги, что, согласуется с принципами образования земельных участков, закрепленными в указанной норме Земельного кодекса Российской Федерации, и не приводит к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Судом установлено, что на предоставленной Обществом схеме указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне ТЖ-1.2.
Согласно Правилам землепользования и застройки Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области ТЖ-1.2 является территориальной подзоной индивидуальных отдельно стоящих жилых домов коттеджного (усадебного) типа.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
В жилой зоне, помимо непосредственно жилых домов, подлежат размещению объекты, связанные с проживанием граждан и обеспечивающие нормальную эксплуатацию основных объектов. Ввиду данного разъяснения суд не находит оснований, препятствующих размещению объекта сотовой связи в зоне жилой застройки, в связи с чем указание Администрации на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка его планируемому использованию со стороны Общества суд считает необоснованным.
Кроме того, в подтверждение невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка Администрацией указано на отсутствие подтверждения установления антенно-мачтового сооружения в целях обеспечения связью объектов федерального, регионального или местного значения и неприменение к спорным правоотношениям пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Исходя из толкования данной нормы права, для предоставления земельного участка с целью размещения объектов, предназначенных для обеспечения связи, не требуется проведения торгов, поскольку в указанных целях они передаются без проведения публичных процедур.
Как разъяснено в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.07.2015 N Д22н-3071, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления Общества и признания незаконным бездействия Администрации Выборгского муниципального района Ленинградской области.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2019 по делу N А56-161695/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-161695/2018
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области