07 февраля 2020 г. |
Дело N А56-4335/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от товарищества собственников жилья "Добролюбова, 19" Николаевой Н.Л. (протокол заседания правления от 28.05.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Козловой О.А. (доверенность от 16.01.2020), от Блохина Андрея Михайловича - представителя Иванова А.Н. (доверенность от 14.12.2017 N Д-1478),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Добролюбова, 19" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А56-4335/2019,
установил:
товарищество собственников жилья "Добролюбова, 19" адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 19, ОГРН 1089847195404, ИНН 7813414360 (далее - ТСЖ, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 01.11.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-9.21-845/78-05-18, которым ТСЖ привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Блохина Андрея Михайловича (далее- Предприниматель).
Решением суда от 10.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2019, оспариваемое постановление УФАС незаконным и изменено в части назначенного Товариществу административного наказания; размер штрафа снижен судом до 100 000 руб.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, ссылаясь на то, что антимонопольным органом и судами неправильно установлен субъект ответственности, которым является председатель правления ТСЖ Николаева Н.Л. Как указывает Товарищество, действия председателя были направлены исключительно на предотвращение повторения аварийных ситуаций в виду использования Предпринимателем стояков водоотведения, не предусмотренных проектной документацией. При этом податель жалобы пояснил, что проектная документация была предоставлена ТСЖ только в ходе рассмотрения административного дела.
В судебном заседании председатель ТСЖ поддержал доводы жалобы, а представители УФАС и Блохина А.М. отклонили их. Управление изложило свою позицию в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в УФАС от гр. Блохина А.М. поступило заявление от 17.04.2018 на действия ТСЖ "Добролюбова, 19" о прекращении перетока электрической энергии и транспортировки воды на принадлежащем ему на праве собственности объекте недвижимости (нежилое помещение площадью 210,7 кв. м), расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 19, лит. А, пом. 8Н (далее - Помещение, Объект).
В ходе проверки заявления антимонопольный орган установил следующее:
- отпуск питьевой воды Блохину А.М. (Абонент) осуществляется из системы коммунального водоснабжения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) через внутренние сети здания, находящегося на техническом обслуживании или в управлении Товарищества (Владелец сетей) на основании договора от 04.09.2015 N 07-006252-НП-ВС, заключенного Абонентом, Предприятием и Товариществом;
- прием сточных вод и загрязняющих веществ от Абонента в систему коммунальной канализации Предприятия осуществляется через внутренние сети здания, находящегося на техническом обслуживании или в управлении Товарищества (Владельца сетей), на основании договора от 04.09.2015 N 07-006276-НП-ВО, заключенного теми же сторонами.
Представленные в ходе административного расследования материалы по факту прекращения Товариществом приема от Объекта сточных вод в систему коммунальной канализации послужили основанием УФАС для составления 17.09.2018 в отношении Товарищества протокола об административном правонарушении N 05/27938/18, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования в соответствии с определением УФАС от 02.10.2018 Предприятием 12.10.2018 произведен осмотр Объекта с проливкой санитарно-технических приборов, по результатам которых составлен акт осмотра, которым зафиксировано отсутствие водоотведения в Помещении и восстановление электроснабжения Объекта и обеспечение холодным водоснабжением 17.04.2018 и 19.04.2018 соответственно.
За нарушение пункта 62 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) постановлением от 01.11.2018 Товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением 125 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, ТСЖ обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных антимонопольным органом событии и составе вмененного ТСЖ административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Товарищества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ТСЖ от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применение в данном случае положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижение назначенного ТСЖ административного штрафа до 100 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 60 названных Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Закона N 416-ФЗ, а именно:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
При этом пунктом 62 названных Правил предусмотрено, что временное прекращение или ограничение подачи воды и (или) приема сточных вод в отношении абонента осуществляется лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, в присутствии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное прекращение или ограничение. Лицо, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, обязано выполнить указания о введении временного ограничения либо прекращения в срок, указанный организацией водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное ограничение или прекращение.
В качестве Владельца сетей Товарищество выступало стороной в гражданско-правовых отношениях, в том числе в договорах, заключенных с Предприятием и Предпринимателем.
В силу пункта 2.2.2 договора от 04.09.2015 N 07-006276-НП-ВО Владелец сетей обязуется не допускать без согласования с Предприятием ограничение и (или) полное прекращение приема от Абонента сточных вод и загрязняющих веществ, ответственность за нарушение приема от Абонента сточных вод и загрязняющих веществ несет Владелец сетей.
Факт прекращения Товариществом приема от Объекта сточных вод в систему коммунальной канализации (посредством установки заглушки) подтверждается, в том числе: заключением ООО "Компания "АУТКОН" от 03.05.2018 N 14-В/18 (проведено строительно-техническое обследование); техническим разъяснением ООО "Аллигатор-Питер" от 04.05.2018 N 118/18 (проведена видеодиагностика канализационного трубопровода); актами от 22.05.2018 N 2, от 06.09.2018 и от 12.10.2018, подписанными представителями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а также вступившим в законную силу решением арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-164561/2018.
При этом Товариществом не представлен, составленный представителем ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" протокол нарушений Предпринимателем условий сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, который фиксирует факт сброса веществ, запрещенных к сбросу в канализационные сети, а равно не представлены доказательства согласования с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" прекращения приема сточных вод от Объекта.
Доводу Товарищества о несанкционированном подключении внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам суд дал объективную оценку. Суд признал его противоречащим представленной Предпринимателем проектной документации, договору от 04.09.2015 N 07-006276-НП-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ и договору от 04.09.2015 N 07-006252-НП-ВС, которыми определены перечень санитарных приборов в Помещении и расчетные объемы отпущенной питьевой воды и отводимых сточных вод. Более того, суд округа отмечает, что применительно к вменению ТСЖ нарушения требований пункта 62 Правил N 644 и пункта 2.2 договора от 04.09.2015 данное обстоятельство не является значимым, наделяющим правом ТСЖ единолично осуществлять действия по прекращению приема сточных вод.
Объективных причин для признания Товарищества невиновным у судов не имелось. Вывод судов о наличии события и состава вмененного ТСЖ правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.21 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Суды отнеслись критически к попытке заявителя возложить вину за совершенное правонарушение на председателя ТСЖ. Данный довод суд округа не принимает ввиду пунктов 15.1 и 15.2 Устава Товарищества.
Назначенное ТСЖ и измененное судами административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А56-4335/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Добролюбова, 19"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.