г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А56-4335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Курмаева М.В. по доверенности от 06.12.2017, Николаева Н.Л. по протоколу от 28.05.2018
от ответчика (должника): Козлова О.А. по доверенности от 28.12.2018
от 3-го лица: Иванов А.Н. по доверенности от 14.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21861/2019) ТСЖ"Добролюбова,19" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2019 по делу N А56-4335/2019 (судья Н.А.Мильгевская), принятое
по заявлению ТСЖ "Добролюбова,19"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Блохин Андрей Михайлович
об отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья "Добролюбова, 19" (ОГРН: 1089847195404, ИНН: 7813414360, адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Добролюбова, д. 19; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361; адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, линия 4-я В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление) от 01.11.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4-9.21-845/78-05-18, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Блохина Андрея Михайловича.
Решением суда от 10.07.2019 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не был соблюден установленный порядок привлечения Товарищества к административной ответственности, неправильно установлен субъект ответственности, не определена дата совершения правонарушения.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и 3-го лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 62 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Вмененное Товариществу нарушение выявлено Управлением по результатам рассмотрения заявления гр. Блохина А.М. от 17.04.2018 на действия ТСЖ "Добролюбова, 19" при прекращении перетока электрической энергии и транспортировки воды на объект недвижимости, расположенный по адресу Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 19, лит. А, пом. 8Н (далее - Помещение, Объект).
Означенный объект - нежилое помещение площадью 210,7 кв.м принадлежит Блохину А.М. (предприниматель) на праве собственности. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ТСЖ "Добролюбова,19".
Отпуск питьевой воды Блохину А.М. осуществляется из системы коммунального водоснабжения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Предприятие) через внутренние сети здания, находящегося на техническом обслуживании или в управлении Владельца сетей - Товарищества, на основании договора от 04.09.2015N 07-006252-НП-ВС (л.д. 42-47 т. 2), заключенного Блохиным А.М. (Абонент), (Предприятием) и Товариществом (Владелец сетей).
Прием сточных вод и загрязняющих веществ от Абонента сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Предприятия через внутренние сети здания, находящегося на техническом обслуживании или в управлении Владельца сетей, осуществляется на основании договора N 07- 006276-НП-ВО, заключенного 04.09.2015 теми же сторонами (л.д. 201-207 т. 2).
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора от 04.09.2015 N 07-006276-НП-ВО Владелец сетей обязуется не допускать без согласования с Предприятием ограничение и (или) полное прекращение приема от Абонента сточных вод и загрязняющих веществ без согласования с Предприятием, ответственность за нарушение приема от Абонента сточных вод и загрязняющих веществ несет Владелец сетей.
Управлением и судом первой инстанции по материалам дела установлен факт прекращения Товариществом приема от объекта сточных вод в систему коммунальной канализации. Электроснабжение объекта и обеспечение холодным водоснабжением восстановлено 17.04.2018 и 19.04.2018 соответственно.
В частности, материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Согласно заключению по результатам строительно-технического обследования от 03.05.2018 N 14-В/18, проведенного ООО "Компания "АУТКОН" (л.д 154-194 т. 2), по состоянию на 26.04.2018 водоотведение от объекта не обеспечивалось, наиболее вероятная причина - нарушение целостности самотечного канализационного трубопровода, проходящего в подвальном помещении, и установка заглушки на трубопроводе.
Установка заглушки на трубопроводе со стороны подвального помещения подтверждена видеодиагностикой канализационного трубопровода, проведенной ООО "Аллигатор-Питер", по результатам которой составлено техническое разъяснением N 118/18 от 04.05.2018 (л.д. 195-197 т. 2).
22.05.2018 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" составлен Акт N 2 (л.д. 152-153 т. 2), которым зафиксировано, что 15.04.2018 Товариществом в одностороннем порядке прекращено водоотведение объекта - стоит заглушка.
На основании обращения Товарищества от 24.08.2018 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с участием представителей Товарищества и Предпринимателя 06.09.2018 проведено обследование водоотведения объекта с составлением Акта N 1 от 06.09.2018, которым установлено, что водоотведение от объекта осуществлялось по присоединению в сети Товарищества, расположенное в подвальном помещении, и по нему поступали сточные воды только от объекта, минуя общедомовые стояки водоотведения. На момент обследования присоединение от Помещения к канализационным сетям Товарищества отключено в подвальном помещении.
Установив приведенные обстоятельства, Управление 17.09.2018 составило в отношении Товарищества протокол N 05/27938/18 по делу N 4-9.21-845/78-05-18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в соответствии с определением Управления от 02.10.2018 (л.д. 274-276 т. 2) произведен 12.10.2018 осмотр объекта, по результатам которого составлен акт осмотра (л.д. 278-280 т. 2), которым зафиксировано отсутствие водоотведения в помещении, проверка наличия водоотведения осуществлялась посредством проливки санитарно-технических приборов.
Постановлением от 01.11.2018 Товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125000 руб.
Не согласившись с постановлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 в соответствии с указанным федеральным законом Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 60 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статье 21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;
2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;
4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.
Временное прекращение либо ограничение холодного водоснабжения, временное прекращение либо ограничение приема сточных вод в отношении абонента осуществляется лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, в присутствии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное прекращение или ограничение. Лицо, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, обязано выполнить указания о введении временного прекращения либо ограничения в срок, указанный организацией водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное ограничение или прекращение.
В соответствии с пунктом 62 Правил холодного водоснабжения и водоотведения временное прекращение или ограничение подачи воды и (или) приема сточных вод в отношении абонента осуществляется лицом, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, в присутствии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное прекращение или ограничение. Лицо, к водопроводным и (или) канализационным сетям которого присоединены объекты абонента, обязано выполнить указания о введении временного ограничения либо прекращения в срок, указанный организацией водопроводно-канализационного хозяйства, по инициативе которой вводится временное ограничение или прекращение.
В качестве владельца сетей Товарищество выступало стороной в гражданско-правовых отношениях, в том числе в договорах, заключенных с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и Предпринимателем.
Факт прекращения Товариществом приема от Объекта сточных вод в систему коммунальной канализации с нарушением приведенных выше положений подтверждается материалами дела. Означенные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-164561/2018.
Как верно указал суд, протокол нарушений условий сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, составленный представителем ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", фиксирующий факт сброса веществ, запрещенных к сбросу в канализационные сети, доказательства согласования с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" прекращения приема сточных вод от Объекта Товариществом не представлены.
Довод Товарищества о несанкционированном подключении внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам обоснованно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий представленной Предпринимателем проектной документации, договору от 04.09.2015 N 07-006276-НП-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ и договору от 04.09.2015 N 07-006252-НП-ВС, которыми определены перечень санитарных приборов в Помещении и расчетные объемы отпущенной питьевой воды и отводимых сточных вод.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Товарищество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется.
В связи с указанным вина Товарищества судом установлен, а состав правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ - доказан.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ согласуется с правилами применения названной нормы, разъяснениями, содержащимися в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В части 3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая цели административного наказания, а также конкретные обстоятельства дела, характеризующие степень вины Общества, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд пришел к выводу об отсутствии у административного органа оснований для назначения Обществу наказания в виде штрафа в размере 125 000 рублей, превышающего минимально установленный размер (100 000 рублей) при отсутствии каких-либо установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, суд правомерно изменил меру административной ответственности заявителя, уменьшив размер административного штрафа до 100 000 рублей. Управление решение суда в данной части не оспаривает.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Товарищество является ненадлежащим субъектом административной ответственности, отклоняются судом, ибо материалами дела установлено, что именно Товарищество является владельцем внутренних инженерных сетей многоквартирного дома, по которым осуществляется сброс сточных вод от нежилого помещения предпринимателя в систему коммунальной канализации ГУП "Водоканал СПб".
Вопреки доводам подателя жалобы, Управлением верно установлена дата совершения правонарушения, что подтверждается актом ГУП "Водоканал СПб" от 22.05.2018 N 2.
По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2019 по делу N А56-4335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4335/2019
Истец: ТСЖ "Добролюбова,19"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Блохин Андрей Михайлович