07 февраля 2020 г. |
Дело N А42-1175/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит" Полухина А.В. (доверенность от 06.08.2019), Потемкина А.В. (доверенность от 30.01.2020), от Федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" Срубилиной И.И. (доверенность от 09.01.2020), Плиско К.Н. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 03.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морская фирма Сталактит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А42-1175/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит", адрес: 236038, Калининград, Танковая ул., д. 9, оф. 2, ОГРН 1023902055044, ИНН 3912006301 (далее - ООО "Морская фирма "Сталактит", Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ", адрес: 183001, г. Мурманск, Траловая ул., д. 12А, ОГРН 1135190008755, ИНН 5190023651 (далее - Учреждение), о признании недействительным решения от 09.11.2018 об изъятии свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0775", бортовой номер К-2183.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что в сравнении с изъятым свидетельством минимальное количество и состав членов экипажа судна не менялись, таким образом, решение Учреждения фактически направлено на отмену выданных ранее документов для эксплуатации судна, кроме того, оно принято без проведения предусмотренных законодательством процедур, что является неправомерным.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы. Представители Учреждения против удовлетворения кассационной жалобы возразили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителю на праве собственности принадлежит рыболовное судно "МРТК-0775" (далее - судно "МРТК-0775"), бортовой номер К-2183.
Обществу Учреждением 10.10.2016 выдано свидетельство об управлении безопасностью N СЗ N 0340 со сроком действия до 23.10.2021, согласно которому система управления безопасностью (далее - СУБ) судовладельца ООО "Морская фирма "Сталактит" отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) в отношении судна "МРТК-0775", и что судовладелец имеет документ о соответствии, применимый к данному рыболовному судну.
Актом Учреждения о результатах освидетельствования СУБ рыболовного судна от 22.11.2018 N 01 подтверждено ранее выданное свидетельство об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0775", сроком действия до 23.10.2021.
Капитаном морского порта Калининград 04.04.2018 на основании положений правила V/14.2.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками по уполномочию Правительства Российской Федерации выдано свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа рыболовного судна "МРТК-0775" сроком действия до 28.08.2023 о следующем минимальном безопасном составе экипажа: капитан - 1 человек, вахтенный помощник капитана - 1 человек, механик - 2 человека, вахтенный матрос - 1 человек, с указанием того, что квалификация и число членов экипажа обеспечивает выполнение всех требований резолюции Международной морской организации ИМО А.1047 (27) по принципам минимального безопасного состава экипажа судна от 30.11.2011 и Конвенции Международной организации труда 2006 года о безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.
В рамках взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в Учреждение 07.11.2018 поступило уведомление капитана морского порта Усть-Луга от 07.11.2018 N 439 о том, что в порту Усть-Луга находятся рыболовные суда, в том числе судно "МРТК-0775", укомплектованные экипажами, не соответствующими по количеству и должностям требованиям приказа Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) от 05.08.2010 N 676 "О внесении изменений в Минимальный состав экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 21 сентября 2009 года N 836" (далее - Приказ N 836).
По результатам анализа данных сведений, придя к выводу о нарушении заявителем требований Приказа N 836, пункта 1 статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), пункта 6.2 МКУБ в части комплектования минимального безопасного состава экипажа, руководствуясь подпунктом "г" пункта 14 Приложения N 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (далее - Приказ N 166), Учреждение приняло решение об изъятии и аннулировании свидетельства об управлении безопасностью N СЗ N 0340 от 10.10.2016, о чем уведомило заявителя письмом от 09.11.2018 исх. N 1388/01-14.
Считая указанное решение Учреждения незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не установили незаконности решения Учреждения и отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является участником Конвенции о Международной морской организации (Женева, 06.03.1948) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.
Ассамблея Международной морской организации Резолюцией А.741(18) 04.11.1993 приняла МКУБ, призвав правительства применять его на национальной основе как можно скорее, но не позднее 01.06.1998, до разработки требований об обязательном применении Кодекса (пункты 1, 2 Резолюции).
Согласно поправкам, одобренным 24.05.1994 Резолюцией N 1 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и вступившим в силу 01.07.1998, приложение к СОЛАС-74 было дополнено главой IX "Управление безопасной эксплуатацией судов", на основании которой нормы МКУБ получили обязательный характер.
Пунктами 13.1, 13.2 части "В" МКУБ предусмотрено, что судно должно эксплуатироваться компанией, получившей относящийся к этому судну документ о соответствии, который выдается Администрацией (правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать), организацией, признанной Администрацией, или по просьбе Администрации другим Договаривающимся правительством любой компании, если таковая отвечает требованиям Кодекса. Исходя из пункта 1.1.2 части "А" МКУБ под компанией понимается собственник судна или любая другая организация, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые МКУБ.
Обязательность выдачи свидетельства об управлении безопасностью, которое должно приниматься как доказательство того, что судно соответствует требованиям Кодекса, следует из положений пункта 13.7 части "В" МКУБ.
Пунктом 1.3 части "А" МКУБ закреплено, что требования МКУБ могут применяться ко всем судам.
Правительством Российской Федерации 08.10.2012 принято постановление N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения", пунктом 3 которого установлено, что в отношении рыболовных судов и их судовладельцев функции, возложенные в соответствии с МКУБ на Администрацию, осуществляет Минсельхоз России, а именно: определяет порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.
Порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, а также порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства определены приказом Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения".
В силу подпункта 1 пункта 2 приложения 1 к Приказу N 166 Учреждение является уполномоченной организацией на освидетельствование рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ.
Согласно подпункту "г" пункта 14 приложения N 2 к Приказу N 166 свидетельство об управлении безопасностью изымается уполномоченной организацией в случае, если имеется доказательство существенного несоответствия МКУБ.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для изъятия свидетельства об управлении безопасностью судна "МРТК-0775", бортовой номер К-2183, послужил факт работы в море данного рыболовного судна, укомплектованного экипажем, не соответствующим по количеству и должностям требованиям Приказа N 836.
Судами установлено, что в соответствии с Приказом N 836 минимальный состав экипажа добывающих судов типа маломерный рыболовный траулер рефрижераторный (далее - ММРТР) "Балтика" проект 1328 (валовая вместимость менее 200) включает в себя такие должности, как: капитан, старший помощник капитана, боцман, матрос, старший механик, второй механик и повар.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из нарушения заявителем положений Приказа N 836 о минимальном составе экипажа.
При этом судами не учтено следующее.
Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками согласно международным и национальным требованиям (пункт 6.2 МКУБ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна, недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами (часть 2).
В силу части 3 данной статьи КТМ РФ при осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа от 28.08.2018 (далее - свидетельство от 28.08.2018; т.1, лист дела 34-35), на борту спорного судна должны быть минимум 5 человек, имеющих надлежащую квалификацию, а именно: капитан, вахтенный помощник капитана, 2 механика, вахтенный матрос.
Согласно представленным судовым ролям на судно "МРТК-0775" от 21.10.2018 и от 06.11.2018 на борту судна находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика, один вахтенный матрос и мастер добычи.
Замечания Учреждения, послужившие основанием для принятия оспоренного решения, касаются отсутствия на борту судна старшего помощника капитана и повара, как того требует Приказ N 836.
Приказом Росрыболовства от 05.02.2019 N 41 Приказ N 836 признан утратившим силу в целях приведения нормативных правовых актов Росрыболовства в соответствие с законодательством Российской Федерации.
При сопоставлении экипажа судна в указанных судовых ролях установлено его соответствие требованиям свидетельства от 28.08.2018, обеспечивающего безопасность, что в силу части 3 статьи 53 КТМ РФ является подтверждением укомплектованности судна экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Свидетельство от 28.08.2018 выдано уполномоченным должностным лицом в предусмотренном законом порядке, при осуществлении контроля в морских портах соответствие экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Следовательно, у Учреждения не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения от 09.11.2018.
Суд кассационной инстанции в своих выводах принимает во внимание Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2020 N 307-ЭС19-26664 по делу N А42-11818/2018.
Поскольку при рассмотрении дела судами были установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем за рассмотрение настоящего дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 6000 руб., подлежат взысканию с Учреждения.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по данной категории дел при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А42-1175/2019 отменить.
Решение федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" от 09.11.2018 об изъятии свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0775", бортовой номер К-2183, признать недействительным.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ", адрес: 183001, г. Мурманск, Траловая ул., д. 12А, ОГРН 1135190008755, ИНН 5190023651, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит", адрес: 236038, Калининград, Танковая ул., д. 9, оф. 2, ОГРН 1023902055044, ИНН 3912006301, судебные расходы по государственной пошлине в размере 6000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Морская фирма "Сталактит", адрес: 236038, Калининград, Танковая ул., д. 9, оф. 2, ОГРН 1023902055044, ИНН 3912006301, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной и кассационной жалоб платежными поручениями от 09.07.2019 N 482 и от 02.12.2019 N 945.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.