10 февраля 2020 г. |
Дело N А21-2493/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юнион Тобакко Фэктори" Леонтьева Н.В. (доверенность от 01.01.2020), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области Авакян А.К. (доверенность от 14.01.2020 N 14), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области Авакян А.К. (доверенность от 16.01.2020 N 02-01/01360-2),
рассмотрев 10.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юнион Тобакко Фэктори" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А21-2493/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юнион Тобакко Фэктори", адрес: 238420, г. Багратионовск, ул. Железнодорожная, д. 10, ИНН 3905038359, ОГРН 1023900781024 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10А, ИНН 3905083721, ОГРН 1073905014325 (далее - Инспекция, в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Калининградской области), о признании недействительным и не подлежащим исполнению вынесенного в отношении Общества постановления от 25.10.2018 N 66666 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в размере 1 349 826 808 руб. 96 коп.
По инициативе Общества к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области, адрес: 238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Крайняя, д. 1 (далее - Инспекция N 10), и Отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, пр. Мира, д. 5 (далее - ОСП).
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2019 указанное заявление принято к производству с присвоением делу N А21-2493/2019.
Общество также обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным и не подлежащим исполнению вынесенного в отношении Общества постановления от 09.10.2018 N 66331 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в размере 257 839 957 руб. 08 коп.
По инициативе Общества к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция N 10 и ОСП.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2019 указанное заявление принято к производству с присвоением делу N А21-2496/2019.
Общество также обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным и не подлежащим исполнению вынесенного в отношении Общества постановления от 07.09.2018 N 65307 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в размере 239 519 522 руб. 59 коп.
По инициативе Общества к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Инспекция N 10 и ОСП.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.02.2019 указанное заявление принято к производству с присвоением делу N А21-2502/2019.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2019 по делу N А21-2493/2019 дела N А21-2493/2019, N А21-2496/2019 и N А21-2502/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу общего N А21-2493/2019.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт по делу.
Податель жалобы считает, что является неверным вывод судов о том, что несоответствие сведений о наименовании и других реквизитов при формировании постановлений не может являться основанием для признания их недействительными, поскольку не допущено нарушений действующего законодательства. Кроме того, податель жалобы указывает, что документ, содержащий ЭЦП лица, неуполномоченного на его подписание, не обладает юридической силой и не может порождать правовые последствия для налогоплательщика.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Инспекция N 10 просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции и Инспекции N 10 просили отказать в ее удовлетворении.
ОСП о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество состоит на налоговом учете в Инспекции N 10, которая в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) выставила в адрес Общества требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 01.08.2018 N 628831 со сроком уплаты 21.08.2018 на сумму задолженности 239 526 772 руб. 59 коп., от 03.09.2018 N 630569 со сроком уплаты 21.09.2018 на сумму задолженности 257 839 957 руб. 08 коп., от 01.10.2018 N 630986 со сроком уплаты 19.10.2018 на сумму задолженности 1 349 826 808 руб. 96 коп.
Из материалов дела усматривается, что Общество не исполнило свои обязанности по уплате налогов в установленный срок.
Инспекцией вынесены оспариваемые постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 25.10.2018 N 66666, от 09.10.2018 N 66331, от 07.09.2018 N 65307, в дальнейшем переданные на исполнение в ОСП.
Общество, полагая указанные постановления незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании постановлений недействительными и не подлежащими исполнению.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на наличие обязанности у Общества по уплате указанных в постановлении налогов и отсутствие нарушений прав и законных интересов Общества оспариваемыми постановлениями.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ предусмотрена обязанность об уплате каждым лицом законно установленных налогов и сборов. Такая же обязанность за налогоплательщиками закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Рассматривая заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций установили следующее.
Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 69 НК РФ сформировано требование от 01.08.2018 N 628831 со сроком исполнения 21.08.2018 на сумму задолженности в размере 239 526 772 руб. 59 коп. На основании требования от 01.08.2018 N 628831 Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 46 НК РФ сформировано решение от 23.08.2018 N 135962 о взыскании с Общества задолженности за счет денежных средств на сумму 239 519 522 руб. 59 коп. и 24.08.2018 инкассовые поручения направлены в Банк.
Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 69 НК РФ Обществу направлено требование от 03.09.2018 N 630569 со сроком исполнения 21.09.2018 на сумму задолженности 257 839 957 руб. 08 коп. На основании требования от 03.09.2018 N 630569 Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 46 НК РФ Обществу направлено решение от 27.09.2018 N 137996 о взыскании задолженности за счет денежных средств на сумму 257 839 957 руб. 08 коп. и 28.09.2018 инкассовые поручения направлены в Банк.
Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 69 НК РФ Обществу направлено требование от 01.10.2018 N 630986 со сроком исполнения 19.10.2018 на сумму задолженности в размере 1 349 826 808 руб. 96 коп. На основании требования N 630986 от 01.10.2018 Инспекцией N 10 в соответствии со статьей 46 НК РФ сформировано решение N 138577 от 22.10.2018 о взыскании задолженности за счет денежных средств на сумму 1 349 826 808 руб. 96 коп. Инспекцией N 10 22.10.2018 инкассовые поручения направлены в Банк.
Поскольку Обществом не были исполнены требования Инспекции N 10 от 01.08.2018 N 628831, от 03.09.2018 N 63059 и от 01.10.2018 N 63089, Инспекцией были направлены в Отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области постановления о взыскании задолженности за счет имущества: от 07.09.2018 N 65307 на сумму 239 519 522 руб. 59 коп., от 09.10.2018 N 66331 на сумму 257 839 957 руб. 08 коп. и от 25.10.2018 N 66666 на сумму 1 349 826 808 руб. 96 коп.
Отказывая Обществу в удовлетворении требований, суды правомерно указали следующее.
Согласно приказу Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области от 25.05.2017 N 02-15/113/@ "Об утверждении регламента взаимодействия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области и Межрайонных Инспекций Федеральной налоговой службы по городу Калининграду и Калининградской области в условиях централизации функций по применению положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации" в Инспекции создан специализированный отдел, который выполняет функциональные обязанности по реализации положений статьи 47 НК РФ по взысканию задолженности за счет имущества в отношении налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете на территории Калининградской области.
Согласно пункту 6.10 положения об Инспекции, утвержденного Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области 22.05.2017, Инспекция централизованно и единолично, на территории Калининградской области, осуществляет полномочия по реализации положений статьи 47 НК РФ по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества.
Информация о проведении организационных мероприятий по централизации функций по применению статьи 47 НК РФ на базе Инспекции и создании специализированного отдела размещена в свободном доступе сети интернет 24.03.2017 на сайте https://www.nalog.ru/rn39/.
Также на сайте указано, что именно Инспекция будет осуществлять взыскание задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам за счет имущества должников централизовано по всем организациям и индивидуальным предпринимателям города Калининграда и Калининградской области. Инспекция также будет взаимодействовать с подразделениями службы судебных приставов по проведению совместных рейдов, ареста имущества и иных процессуальных действий в рамках законодательства об исполнительном производстве.
Информация о завершении организационных мероприятий по централизации функций по применению статьи 47 НК РФ также размещена в открытом доступе сети интернет 14.07.2017 и из которой следует, что по всем возникающим вопросам взыскания задолженности за счет имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо обращаться не в налоговый орган по месту постановки на учет, а в Инспекцию по адресу: 236022 г. Калининград, ул. Мусоргского 10А, тел. 8 (412) 997-200.
Судами установлено, что постановления N 66666 от 25.10.2018, N 66331 от 09.10.2018, N 65307 от 07.09.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, поступившие в отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области посредством электронного документооборота от Инспекции подписаны электронной подписью принадлежащей и.о. начальника Инспекции Волковой А.Л., что подтверждает формирование и направление указанных постановлений Инспекцией для их последующего исполнения в рамках регламента N 02-15/113/@ от 25.05.2017 "Взаимодействия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области и Межрайонных Инспекций Федеральной налоговой службы по городу Калининграду и Калининградской области в условиях централизации функций по применению положений статьи 47 НК РФ" и в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы России от 20.04.2017 N ММВ-7-6/320@.
Как указали суды, данные постановления N 66666 от 25.10.2018, N 66331 от 09.10.2018, N 65307 от 07.09.2018 относятся к внутриведомственным документам и не предусмотрено их предоставление, в соответствии с действующим законодательством и внутриведомственными регламентами взаимодействия, непосредственно налогоплательщику, что свидетельствует об отсутствии какого-либо нарушения прав Общества.
Кроме того, суды отметили, что данные документы содержат достоверную информацию о наличии обязанности налогоплательщика по уплате налога, что не оспаривается Обществом.
Как правильно указали суды, несоответствие сведений о наименовании налогового органа при формировании постановлений, направленных в отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области, посредством программного комплекса электронного документооборота, при наличии действительной обязанности Общества по уплате указанных в постановлении налогов, не может являться основанием для признания их недействительными, поскольку не допущено нарушений действующего законодательства, данные факты не влияют на законность и обоснованность действий налогового органа.
Постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, как и требование об уплате налогов, могут быть признаны судом недействительными, только если они не соответствуют фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения, предъявляемые к их содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
В данном случае, как верно указали суды, Обществом не доказано, что оспариваемые постановления возлагают на него какие-либо незаконные обязанности.
Кроме того, в Отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам, Инспекцией направлено письмо от 18.07.2019 N 02-05/05474 с указанием о правомерности принятия посредством электронного документооборота к исполнению постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика подписанных электронной подписью и.о. начальника Инспекции Волковой А.Л. и дальнейшего их исполнения судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Общества у судов не имелось.
Доводы кассационной жалобы Общества повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А21-2493/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юнион Тобакко Фэктори" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.