12 февраля 2020 г. |
Дело N А66-6720/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Китеж" Пихтеревой О.С. (доверенность от 12.04.2018),
рассмотрев 11.02.2020 в открытом судебном заедании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Китеж" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А66-6720/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Китеж", адрес: 170100, город Тверь, Серебряная улица, дом 12, офис 1, ОГРН 1086952018010, ИНН 6950087160 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению Государственная жилищная инспекция Тверской области, адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Управление) о признании незаконным предписания от 12.04.2019 N 2057/ОГ-19.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2019, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 15.03.2019 N 2057/ОГ-19 Управлением в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований.
В ходе проверки было установлено нарушение Обществом требования части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно с 01.01.2019 из состава платы за содержание жилого помещения не исключена плата за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1 руб. 86 коп. за 1 кв. м.
По результатам проверки составлен акт от 12.04.2019 N 2057/ОГ-19.
Предписанием от 12.04.2019 N 2057/ОГ-19 Обществу предложено в срок до 31.05.2019 выполнить перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за январь - февраль 2019 года, исключив из состава данной платы плату за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,86 руб. м2, потребителям, проживающим по адресу: город Тверь улица Ерофеева, дом 14.
Общество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции от 26.03.2014) содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В силу части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, суды правильно сочли, что до 01.01.2019 содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Однако с 01.01.2019 управляющая компания, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации твердых коммунальных отходов без разрешения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, установили, что Общество, являясь управляющей организацией спорного многоквартирного дома на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2015, в платежных документах за январь и февраль 2019 года начислила плату по строке "содержание и обслуживание дома" в размере 10,87 руб. м2, такую же как и за декабрь 2018 года, согласованную названным договором.
Ввиду изложенного судебные инстанции правильно сочли, что Обществом из состава платы не исключена плата за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,86 руб. м2, как и не представлены доказательства об индексации суммы платы за содержание и ремонт дома в соответствии с пунктом 4.4 вышеупомянутого договора.
Судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания предписания незаконным, в связи с чем обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки Общества в кассационной жалобе на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации (определение от 24.10.2019 N 307-ЭС19-18200, N 307-ЭС19-2677, N 301-КГ18-22044) не принимаются во внимание, поскольку выводы, сделанные в судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2019 по делу N А66-6720/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Китеж" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.