10 февраля 2020 г. |
Дело N А56-67125/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Евстафьевой О.С. (доверенность от 28.10.2019 N 15/2020/ВМФ), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 05.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-67125/2019,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А (далее - Инспекция, ГЖИ), от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении N 733/19, в соответствии с которым Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019, оспариваемое постановление Инспекции изменено в части назначения наказания, размер штрафа уменьшен до 500 000 руб.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит изменить принятые судебные акты в части назначения наказания и снизить размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела. Учреждение полагает, что назначенный ему административный штраф влечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставим с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Инспекции возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.03.2019 военная прокуратура войсковой части 77932 (далее - Прокуратура) с участием специалиста ГЖИ провела проверку соблюдения Учреждением требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, и Приложения 5 к названным Правилам, по адресам: Санкт-Петербург, Рябовское шоссе, д. 129, лит. А; Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 24; Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 6. В ходе данной проверки был выявлен ряд допущенных Учреждением нарушений, которые нашли отражение в акте осмотра от 13.03.2019 с приложением материалов фотофиксации.
По факту установленных нарушений Прокуратура постановлением от 19.04.2019 возбудила в отношении Учреждения дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Названное постановление и иные материалы проверки были переданы Прокуратурой в Инспекцию для рассмотрения.
Постановлением Инспекции от 08.05.2019 по делу об административном правонарушении N 733/19 Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20 Закона N 273-70 с назначением наказания в виде 600 000 руб. штрафа.
Учреждение не согласилось с постановлением Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом состава вмененного Учреждению административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений, а равно исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Учреждения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом суды констатировали наличие оснований для снижения назначенного административного штрафа до 500 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Учреждение факт совершения вмененного правонарушения не оспаривает, а полагает, что назначенное административное наказание не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает цели административного наказания, предусмотренные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за названное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А56-67125/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.