18 февраля 2020 г. |
Дело N А56-125327/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Богаткиной Н.Ю., Мирошниченко В.В.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области Кирилловой Е.М. (доверенность от 16.07.2019 N 670) и Масюкевич О.В. (доверенность от 18.10.2018), от муниципального унитарного предприятия "Водоканал Кировского района" Гамидова Т.Я (доверенность от 13.11.2019), от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Сирновой А.А.(доверенность от 27.12.2019), от акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" Игнатенко И.Н. (доверенность от 09.01.2020 N 4),
рассмотрев 12.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А56-125327/2018,
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 по заявлению кредитора возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Водоканал Кировского района", адрес: 187342, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Кировск, ул. Кирова, д. 20, ОГРН 1174704013197, ИНН 4706039134 (далее - Предприятие).
Определением от 25.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187342, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Кировск, Новая ул., д. 1) (далее - Администрация).
Определением от 31.01.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Зайцев Сергей Викторович; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет). Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 09.02.2019 N 24.
Определением арбитражного суда от 18.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
В арбитражный суд от конкурсного кредитора - акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы", адрес 188354, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, территория Промышленная зона Орловские Ключи, д. 1, ОГРН 1054700272219, ИНН 4705029366 (далее - Компания) 01.08.2019 поступило заявление о применении обеспечительных мер в виде запрета Администрации, Комитету и должнику до прекращения производства по настоящему делу осуществлять действия, направленные на изъятие объектов водоснабжения и водоотведения, переданных должнику на праве хозяйственного ведения по распоряжению Комитета от 20.10.2017 N 121 и акту приемки-передачи имущества от 20.10.2017.
Определением от 13.08.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
Податель кассационной жалобы указывает, что интерес Комитета в изъятии закрепленного за должником на праве хозяйственного ведения имущества подтверждается в протоколе совещания в Администрации от 26.06.2019.
Податель жалобы ссылается на переписку Администрации и Общества, Правительства Ленинградской области и Администрации, которая, по ее мнению, подтверждает намерение Администрации и Комитета изъять указанное имущество у должника.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит удовлетворить жалобу.
В судебном заседании представители Компании и Предприятия поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания обратилась в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде запрета Администрации, Комитету и должнику до прекращения производства по настоящему делу осуществлять действия, направленные на изъятие объектов водоснабжения и водоотведения, переданных должнику на праве хозяйственного ведения по распоряжению Комитета от 20.10.2017 N 121 и акту приемки-передачи имущества от 20.10.2017.
По мнению заявителя, непринятие обеспечительных мер может повлечь неблагоприятные последствия для должника, временного управляющего, кредиторов в виде уменьшения имущества должника, и причинить конкурсному кредитору имущественный вред в размере 20 809 591,31 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Компанией не представлены достаточные доказательства наличия оснований для принятия обеспечительных мер, доводы об угрозе утраты имущества должника носят предположительный характер.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. При этом судом апелляционной инстанции установлено, что фактических действий, направленных на изъятие имущества у должника, в том числе на основании распорядительных актов уполномоченных органов либо собственника имущества, не осуществлялось. Апелляционным судом учтено, что право хозяйственного ведения на спорные объекты водоснабжения и водоотведения по данным Росреестра не зарегистрировано за должником.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что нормы права применены правильно, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению заявленных требований кредиторов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 90 АПК РФ обеспечительные меры направлены на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя и допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ установлено, что заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление N 55) разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Согласно пункту 10 Постановления N 55 при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
В силу пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В рассматриваемом случае в обоснование заявления кредитор указал на возможность отчуждения принадлежащего должнику имущества и уменьшение конкурсной массы. Таким образом, испрашиваемые обеспечительные меры направлены на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю и сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Следовательно, оценивая возможность принятия обеспечительных мер, судами должна быть установлена принадлежность спорного имущества должнику.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Спорное имущество относится к объектам коммунальной инфраструктуры.
Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон N 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
С учетом изложенных норм права, а также установленного апелляционным судом отсутствия зарегистрированного за должником права хозяйственного ведения на спорные объекты водоснабжения и водоотведения, в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано правомерно.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие довод подателя жалобы о предпринимаемых Комитетом попытках изъятия у Предприятия имущества.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судами правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 по делу N А56-125327/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - без удовлетворения.
.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон N 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2020 г. N Ф07-18003/19 по делу N А56-125327/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14712/2024
07.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14763/2024
20.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7471/2024
19.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13557/2024
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6248/2022
05.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4989/2022
28.01.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36144/2021
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16480/2021
01.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24746/2021
02.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-125327/18
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8364/20
10.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-124/20
16.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2984/20
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18003/19
13.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26173/19
13.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27332/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-125327/18
13.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-125327/18
02.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-125327/18
31.01.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-125327/18