25 февраля 2020 г. |
Дело N А13-6394/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 25.02.2020 кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая городская поликлиника N 7" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А13-6394/2019,
установил:
государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Череповецкая городская поликлиника N 7", адрес: 162609, Вологодская область, город Череповец, Октябрьский проспект, дом 45, ОГРН 1023501266436, ИНН 3528045647 (далее - Учреждение), о взыскании 54 146 руб. 96 коп., из них 47 260 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению, 4 726 руб. штрафа и 2 160 руб. 96 коп. пеней за период по 01.04.2019, пеней по день фактической оплаты.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.06.2019 Фонду в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 решение суда первой инстанции от 19.06.2019 отменено, требования Фонда удовлетворены в полном объеме.
Учреждение, не согласившись с выводами апелляционного суда, обратилось с кассационной жалобой на принятое по делу постановление.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Учреждение ссылается в своей кассационной жалобе на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судом норм материального права, просит постановление апелляционного суда от 24.10.2019 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.06.2019 об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку средства обязательного медицинского страхования использованы правомерно и в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (базовой и территориальной).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проверок на основании приказа от 04.09.2018 N 01-05/759 в период с 10.09.2018 по 21.09.2018 Фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за 2016 - 2017 годы.
В ходе проверки Фондом выявлены следующие нарушения, допущенные Учреждением:
1. В нарушение пункта 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и пункта 3 раздела V постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 27.01.2016 N 16 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2016 год" средства обязательного медицинского страхования в сумме 30 952 руб. использованы не по целевому назначению на оплату обучения:
по циклу "Основы паллиативной медицинской помощи" - 22 402 руб.;
по циклу "Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" - 8 550 руб.
2. В нарушение пункта 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования в сумме 16 308 руб. использованы не по целевому назначению:
на оплату государственной пошлины за оформление лицензии на осуществление образовательной деятельности - 7 500 руб.;
на оплату услуг по изготовлению и размещению рекламы - 8 808 руб.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 21.09.2018, согласно которому Учреждению предписано восстановить в бюджет фонда средства в сумме 47 260 руб., а также уплатить штраф в размере 4726 руб. в течение 10 рабочих дней после подписания акта. Акт проверки подписан представителем Учреждения с протоколом разногласий.
Поскольку претензия Фонда о возврате денежных средств, а также требование об уплате пеней Учреждением в добровольном порядке не исполнены, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что Фондом не доказан факт нецелевого использования Учреждением денежных средств.
Апелляционный суд с этим выводом не согласился, установил, что понесенные Учреждением расходы не предусмотрены программами обязательного медицинского страхования, в связи с чем удовлетворил требования Фонда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений статей 35 и 36 Закона N 326-ФЗ также следует, что средства обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 23.3 названного Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По смыслу приведенных норм возврату в бюджет Фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Фонд подтвердил представленными в материалы дела документами нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования.
Суды установили, что Учреждением за счет средств фонда понесены расходы в общей сумме 22 402 руб. на обучение (повышение квалификации) работников по циклу "Основы паллиативной медицинской помощи" и соответствующие командировочные расходы, в также в размере 8 550 руб. на обучение по циклу "Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2016 год и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утверждены соответственно постановлениями Законодательного Собрания Вологодской области от 27.01.2016 N 16 и от 25.01.2017 N 15 (далее - Программы).
Исходя из разделов II Программ паллиативная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, оказание такой помощи в отсутствие соответствующего обучения не может быть произведено.
При этом в разделах V названных Программ установлено, что финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, оказываемой амбулаторно и стационарно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В свою очередь, финансирование за счет средств фонда мероприятий, связанных с оказанием паллиативной медицинской помощи, а также услуг по проведению предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, программами (базовой и территориальной) не предусмотрено.
Учитывая содержание названных программ, суд апелляционной инстанции, проанализировав требования пунктов 158 - 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), пришел к обоснованному выводу о том, что использование средств фонда возможно при строгом соблюдении целевой направленности их выделения, тогда как программами (базовой и территориальной) оказание медицинских услуг, соответствующим указанным выше циклам обучения, к мероприятиям, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования, не отнесено. Следовательно, расходы, связанные с обучением работников по циклу "Основы паллиативной медицинской помощи", соответствующие командировочные расходы, а также по циклу "Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", не могут быть расценены как необходимые для обеспечения деятельности Учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, и включенные в тариф на оказание медицинской помощи.
Доказательств, подтверждающих цели несения расходов на обучение по спорным циклам и его связь с оказанием медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования либо общехозяйственной деятельностью, Учреждение ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела не представило.
Доводы подателя жалобы в этой части сводятся к иному толкованию Правил N 158н и положений программ обязательного медицинского страхования, а также Программ, утвержденных постановлениями Законодательного Собрания Вологодской области от 27.01.2016 N 16 и от 25.01.2017 N 15, и обоснованно отклонены апелляционным судом.
При таком положении суд правомерно признал, что целевой характер использования средств в размере 30 952 руб. Учреждением не подтвержден.
Фондом установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждение понесло расходы в размере 7 500 руб. на оплату государственной пошлины за оформление лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также в размере 8 808 руб. на оплату по договору об оказании рекламно-информационных услуг от 24.11.2016.
В обоснование данных расходов Учреждение сослалось на наличие в штате логопеда и необходимость в связи с этим получения лицензии на образовательную деятельность, а также на необходимость размещения ролика о начале работы отделения врачебной практики по адресу Шекснинский 17.
Апелляционный суд отметил, что оказание услуг логопеда не отнесено к мероприятиям по реализации программ обязательного медицинского страхования. При этом затраты как на оплату государственных пошлин, так и на информационные услуги в Правилах N 158н в составе тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, не поименованы и не могут быть отнесены к расходам, необходимым для обеспечения деятельности Учреждения в рамках указанных программ для целей отнесения их к затратам на общехозяйственные нужды по смыслу названных Правил.
Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда о том, что из Правил N 158н не следует право финансировать за счет средств фонда любые понесенные медицинской организацией расходы.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция, установив нецелевое использование Учреждением средств фонда в сумме 47 260 руб., обоснованно удовлетворила заявленные требования.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, в связи с чем кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А13-6394/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая городская поликлиника N 7" - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.