26 февраля 2020 г. |
Дело N А56-6623/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Новороссийской таможни Вальца Д.Э. (доверенность от 14.01.2020 N 04-59/013), от общества с ограниченной ответственностью "Балтимпэкс" Андрейчиковой Е.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев 20.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А56-6623/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтимпэкс", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 19, лит. Р, оф. 218, ОГРН 1107847203001, ИНН 7839427100 (далее - ООО "Балтимпэкс", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Новороссийской таможни, адрес: 353915, Краснодарский край, г. Новороссийск, Мысханское шоссе, д. 61, ОГРН 1032309080264, ИНН 2315060310 (далее - Таможня), от 25.12.2018 N 10317000-932/2018, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019, требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление признаны незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает ошибочными выводы судов о том, что декларантом представлена декларация о соответствии, относящаяся ко всей перевозимой партии товару. Суды не учли, что на 63 из 4992 коробок с товаром при визуальном осмотре Таможней загруженных паллетов выявлено отсутствие маркировки, соответственно, декларация о соответствии необоснованно признана судами относимой к товару без маркировки. При этом у ООО "Балтимпэкс" имелась возможность до подачи декларации на товары осмотреть товар, привести маркировку в соответствие с требованиями технического регламента.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ООО "Балтимпэкс" отмечает, что товар в немаркированных коробках идентичен остальной части ввезенной партии, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания полагать, что представленная при таможенном оформлении товара декларация о соответствии не относится к задекларированному товару.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения контракта от 26.07.2018 N RIM/35750/18, заключенного между компанией "UCAK KARDESLER GIDA SERACILIK ULUSLAR ARAS NAK PLAS SAN. VE TIC.LTD.STI", Турция (продавец), и ООО "Ритейл Импорт", Россия (покупатель), в адрес покупателя 31.10.2018 в порт Геленджик прибыл товар "виноград свежий" в количестве 52 грузовых мест, весом брутто 45 610 кг.
ООО "Балтимпэкс", действуя в качестве таможенного представителя ООО "Ритейл Импорт" на основании договора от 01.03.2017 N Rim/17245/17, подало электронную декларацию на товары (далее - ДТ) N 10317120/041118/0009098, задекларировав товар "виноград свежий столовый, урожай 2018 класс 1, для употребления в пищу, для розничной продажи, упакован в 4992 пластиковых ящика, расположенных на 52 поддонах, вес брутто с поддонами 45610 кг...".
При таможенном оформлении в целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенного товара "виноград свежий", Общество представило декларацию о соответствии от 10.10.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.РА01.В.07762/18, согласно которой продукция соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), а также требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).
В ходе таможенного контроля Таможней 09.11.2018 установлено, что на 63 из 4992 коробок с товаром отсутствуют этикетки с информацией о товаре, в связи с чем 14.11.2018 принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10317120/041118/0009098. Таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении ООО "Балтимпэкс" запретов и ограничений в части соблюдения мер технического регулирования, что выразилось в предоставлении декларации о соответствии, которая не имеет отношения к части задекларированного товара.
По факту выявленного нарушения Таможней 14.12.2018 в отношении ООО "Балтимпэкс" составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-932/2018, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 25.12.2018 N 10317000-932/2018 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции нарушений не согласились с выводом таможенного органа о представлении при декларировании декларации о соответствии, не относящейся к части товара, в связи с чем признали необоснованным привлечение ООО "Балтимпэкс" к административной ответственности и удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ является декларант или таможенный представитель.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
От имени декларанта, перевозчика, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, иного заинтересованного лица таможенные операции могут совершаться таможенным представителем, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - иным лицом, действующим по поручению этих лиц (пункт 4 статьи 82 ТК ЕАЭС).
В пунктах 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС закреплено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В силу пункта 2 части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а, следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
В силу пункта 2 названного Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" (далее - Перечень N 526).
В Перечень N 526 входит, в том числе и пищевая продукция (позиция 53), следовательно, на нее распространяются требования по представлению одновременно с таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведений о таких документах.
В соответствии со статьей 23 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит декларированию соответствия.
Как правильно установили суды, задекларированный Обществом по ДТ N 10317120/041118/0009098 товар (виноград свежий) подпадает под регулирование положений ТР ТС 021/2011 и при его таможенном оформлении одновременно с таможенной декларацией таможенному органу подлежит представлению декларация о соответствии.
В данном случае представленную таможенным представителем при декларировании товара декларацию о соответствии от 10.10.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.РА01.В.07762/18 Таможня посчитала не относимой к части товара, а именно: к товару в 63 ящиках, по внешнему периметру паллет с которыми отсутствовали этикетки с информацией о товаре.
Оценивая этот вывод таможенного органа, суды установили, что при таможенном декларировании Общество представило полученную в установленном порядке действующую декларацию о соответствии на товар "виноград свежий", код 0806101000 ТН ВЭД ЕАЭС, поставленный по контракту от 26.07.2018 N RIM/35750/18, изготовитель: компания "UCAK KARDESLER GIDA SERACILIK ULUSLAR ARAS NAK PLAS SAN. VE TIC.LTD.STI", Турция.
Сопоставив представленные ООО "Балтимпэкс" при декларировании документы, суды констатировали, что сведения о наименовании товара, наименовании и адресе изготовителя товара, весе нетто и брутто товара, сведения о торговой марке и другие сведения, указанные в декларации о соответствии от 10.10.2018 N ЕАЭС N RU Д-ТR.РА01.В.07762/18 совпадают со сведениями, указанными в ДТ N 10317120/041118/0009098, а также в товаросопроводительных документах на товар: контракте, заказе к контракту, техническом описании товара, инвойсе, упаковочном листе, тальманском листе, коносаменте, фитосанитарных сертификатах, сертификате происхождения товара, экспортной декларации.
При этом в акте таможенного досмотра N 10317020/091118/000260 указано, что ввезен товар - виноград свежий, код 0806101000 ТН ВЭД ЕАЭС, в пластиковых ящиках, страна производства Турция. Сведения о том, что в составе партии товара находились товары других наименований, отсутствуют.
На несоответствие немаркированного товара по внешним признакам остальной части товара, на упаковке которого имелась необходимая маркировка, таможенный орган ни в оспариваемом постановлении, ни в ходе судебного разбирательства не ссылался.
Принимая во внимание отсутствие расхождений в товаросопроводительных документах и установленное по результатам таможенного досмотра соответствие товара без маркировки отраженным в коммерческих документах сведениям, судебные инстанции признали возможным идентифицировать ввезенный товар с тем, на который выдана спорная декларация о соответствии (то есть с объектом подтверждения соответствия).
Оспаривая этот вывод судебных инстанций, таможенный орган в кассационной жалобе какие-либо доводы, помимо отсутствия на товаре маркировки, не приводит, ссылаясь лишь на то, что при рассмотрении иных судебных дел суды при схожих обстоятельствах установили невозможность идентификации ввозимого товара с товаром, указанным в документе о соответствии.
Вместе с тем установление фактических обстоятельств в каждом конкретном случае производится судом исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В настоящем деле доказательств, свидетельствующих о невозможности идентификации ввезенного товара путем его соотнесения с декларацией о соответствии посредством сопоставления сведений, указанных в ней и товаросопроводительных документах Таможней не представлено. При таком положении отсутствие на части товара маркировки само по себе не свидетельствует о том, что декларация о соответствии от 10.10.2018 N ЕАЭС N RU Д-TR.PA01.B.07762/18 являлась недействительной и не относилась к задекларированному Обществом товару.
Оснований для иной оценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
При этом отсутствие маркировки на части товара свидетельствует лишь о неполном соответствии товара требованиям ТР ТС 022/2011 в части маркировки, а не о недействительности (неотносимости к данному товару) представленной Обществом декларации о соответствии.
Соответствующие выводы судов соответствуют правовой позиции Федеральной таможенной службы, изложенной в письме N 01-11/50898 от 15.08.2018 "О возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования".
Установив изложенные обстоятельства, суды правильно указали, что само по себе несоответствие маркировки товара требованиям технических регламентов не образует объективную сторону административного правонарушения по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, если в совокупности все представленные при декларировании документы позволяют идентифицировать товар и соотнести его с информацией, содержащейся в представленных декларантом декларациях о соответствии.
Доказательств, опровергающих приведенные выводы судов, Таможней в нарушение требований части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, а равно как иных доказательств, подтверждающих недействительность представленной Обществом декларации о соответствии в значении, указанном в примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ, не представлено.
При таких фактических обстоятельствах суды правомерно заключили, что у таможенного органа не имелось правовых оснований для привлечения ООО "Балтимпэкс" к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ ввиду отсутствия в его в действиях события вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем признали оспариваемое постановление незаконным.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы таможенного органа, которые не свидетельствуют о нарушении либо неправильном применении судами норм материального права, а направлены по сути на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу таможни не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А56-6623/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.