05 марта 2020 г. |
Дело N А05-8175/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 02.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 1 "Наш дом - Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А05-8175/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УК 1 "Наш дом - Архангельск", адрес: 163071, г. Архангельск, Садовая ул., д. 53, пом. 6, ОГРН 1102901002643, ИНН 2901201475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к заместителю прокурора города Архангельска Михайлову Алексею Игоревичу (далее - заместитель прокурора), и прокуратуре города Архангельска, адрес: 163069, г. Архангельск, Садовая ул., д. 11 (далее - Прокуратура), о признании недействительным представления от 05.04.2019 N 7-33-2019 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 17.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что управляющая компания не наделена полномочиями по внесению изменений в технический паспорт многоквартирного дома (далее - МКД); актуализация устаревших данных осуществляется при обновлении технического паспорта в бюро технической инвентаризации. По мнению Общества, судами не учтены представленные в материалы дела справки о составе общего имущества дома, по которым производятся расчеты за коммунальные услуги и ресурсы. Заявитель считает оспоренное представление неисполнимым ввиду отсутствия организаций, обеспечивающих технический учет жилого фонда МКД, кроме того, указывает, что проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов на спорный объект недвижимости действующим законодательством не предусмотрено.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения собственника МКД по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 177, содержащего сведения о необоснованном завышении общей площади МКД для расчета собственникам квартир платы за отопление, Прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
На основании договора управления от 01.05.2011 Общество является управляющей компанией указанного МКД. Согласно сведениям, представленным Архангельским отделением Архангельского филиала акционерного общества "Ростехинвентаризация - федеральное бюро технической инвентаризации" дата последней технической инвентаризации указанного МКД - 10.09.1998.
Судами установлено, что согласно сведениям технического паспорта, составленного по состоянию на 10.09.1998, общая площадь помещений МКД составляет 13 189,7 кв. метров, из них жилых - 12 662,1 кв. метра, нежилых - 567,6 кв. метров. При этом нежилые помещения первого этажа общей площадью 567,6 кв. метров в марте 2008 года приобретены обществом с ограниченной ответственностью "Династия" на аукционе по продаже муниципального имущества. В составе площади указанных помещений (с учетом проведения реконструкции и исправления технических ошибок) нежилое помещение площадью 47,3 кв. метров по распоряжению местной администрации от 05.12.2017 N 3715р переведено в статус жилого помещения, а нежилые помещения площадью 512,8 кв. метров, используемые под ресторан, реконструированы в отдельное строение и им присвоен иной адрес: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 177, корпус 1.
Установив, что сведения технического паспорта указанного МКД (на основании которых, в том числе, определяется очередность проведения капитального ремонта домов и рассчитывается плата за жилищно-коммунальные услуги собственникам помещений) являются неактуальными и не отражают технического состояния дома на момент проверки, 05.04.2019 Прокуратура выдала Обществу представление N 7-33-2019, которым предлагалось в месячный срок устранить нарушение законодательства путем принятия мер к обновлению сведений, содержащихся в технических паспортах многоквартирных домов, находящихся под управлением, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших бездействие по указанным вопросам.
Не согласившись с данным представлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Прокуратуры правовых и фактических оснований для выдачи оспоренного представления.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 указанных Правил).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37; далее - Инструкция N 37).
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно пункту 3.47 Инструкции N 37 изменения в зданиях устанавливаются путем сравнения старых данных, отраженных в планах и технических паспортах, с действительным состоянием объектов путем обследования последних на месте инвентаризаторами.
Обязательное наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено и подпунктом "а" пункта 24 Правил N 491.
Кроме того, из пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, следует, что в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
При этом в силу пункта 1.5.2 указанных Правил техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и так далее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, а также их актуализация и восстановление.
Судами верно отмечено, что своевременная корректировка и актуализация данных технического паспорта необходима, в том числе, для правильного исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, поскольку информация о площадях жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, указанная в техническом паспорте, используется при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Как указывалось выше, технический паспорт на МКД, составленный по состоянию на 10.09.1998, не содержит достоверных, актуальных сведений о МКД. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Обязанность по корректировке сведений о МКД, отраженных в документации технического учета, в соответствии с действительным его состоянием и с установленными требованиями возлагается на организацию, осуществляющую управление таким домом. Принимая управление рассматриваемым МКД в 2011 году, Общество должно было принять соответствующую документацию, в том числе техническую, отражающую характеристики передаваемого объекта капитального строительства, и в дальнейшем поддерживать ее актуальное состояние.
Ссылаясь на то, что оспоренное представление содержит требование об обновлении сведений, содержащихся в технических паспортах всех домов, находящихся под управлением Общества, заявитель сам указывает, что проверка инициирована в отношении только одного МКД. О неясностях сути замечаний к конкретному МКД в ходе проверки заявитель не высказывался, в случае актуального состояния данных технических паспортов иных МКД, находящихся в управлении заявителя, каких-либо незаконных обязанностей представление прокурора не накладывает. Кроме того, при неясности требований представления Общество имело право обратиться за разъяснениями.
Требования, отраженные в представлении, обоснованы фактом нарушения и предъявлены надлежащему лицу. Довод заявителя об отсутствии у него полномочий по самостоятельному внесению изменений в технический паспорт МКД искажает содержание представления, поскольку обязанности по самостоятельному внесению изменений не вменено, а указано на необходимость принятия мер к обновлению сведений, содержащихся в техническом паспорте МКД.
Таким образом, выводы судов соответствуют установленными ими фактическим обстоятельствам и материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции, исходя из полномочий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ).
Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2019 по делу N А05-8175/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК 1 "Наш дом - Архангельск" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК 1 "Наш дом - Архангельск", адрес: 163071, г. Архангельск, Садовая ул., д. 53, пом. 6, ОГРН 1102901002643, ИНН 2901201475, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 17.01.2020 N 24.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.