05 марта 2020 г. |
Дело N А56-134370/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Элиткролик" генерального директора Чистякова А.И. (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), от Управления ветеринарии Ленинградской области предстаивтеля Хабарова А.И. (доверенность от 03.03.2020), ведущего специалиста отдела государственного ветеринарного надзора Управления ветеринарии Ленинградской области Якобсонса Андрея Марисовича (паспорт),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элиткролик" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А56-134370/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Элиткролик", адрес: 188446, Ленинградская обл., Волосовский р-н, д. Ущевицы, ОГРН 1109847036144, ИНН 7806445304 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению ветеринарии Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3 (далее - Управление), главному специалисту отдела государственного ветеринарного надзора Управления Хабарову Александру Ивановичу, ведущему специалисту отдела государственного ветеринарного надзора Управления Якобсонсу Андрею Марисовичу о признании незаконным предписания от 21.08.2018 об устранении правонарушений в области ветеринарии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Как указывает податель жалобы, ветеринарно-санитарные правила, исполнение которых Управление проверяло во время выездной проверки, не являются обязательными при эксплуатации кролиководческих ферм. Кроме того, Общество считает, что у Управления отсутствуют полномочия по проверке соблюдения требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и ГОСТ Р 53117-2008, контроль за исполнением которых, по мнению подателя жалобы, должен осуществляться в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления и ведущий специалист отдела государственного ветеринарного надзора Управления Якобсонс А.М. возражали против удовлетворения данной жалобы.
Главный специалист отдела государственного ветеринарного надзора Управления Хабаров А.И., надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 23.07.2018 N 112 Управление провело в отношении Общества внеплановую выездную проверку исполнения ранее выданного предписания от 16.02.2018 об устранении нарушений в области ветеринарии.
В ходе проверки Управление установило, что Обществом в установленный срок не исполнено предписание от 16.02.2018, а именно: не оборудована специальная площадка для складирования навоза с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты; складирование навоза осуществляется на земле в непосредственной близости от животноводческого двора.
По результатам проверки Управление составило акт проверки от 21.08.2018 N 40 и выдало Обществу предписание от 21.08.2018, которым обязало Общество в срок до 01.03.2019 оборудовать специальную площадку для складирования навоза с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Управления правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Судами двух инстанций установлено, что основным видом деятельности Общества является разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 8 Закона о ветеринарии).
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона о ветеринарии).
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, Положения о государственном ветеринарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, а также Порядка осуществления уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области регионального государственного ветеринарного надзора на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 29.01.2014 N 10, вопреки утверждениям Общества, именно Управление уполномочено проверять соблюдение ветеринарных требований при содержании животных.
Статьей 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации.
В силу статьи 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в том числе: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства.
При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных (статья 12 Закона о ветеринарии).
Для осуществления контроля за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений подготовки навоза, помета и стоков, с целью получения экологически безопасных органических удобрений, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений возбудителями инфекционных и инвазионных болезней Министерством сельскохозяйственной продукции Российской Федерации 04.08.1997 утверждены "Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы" N 13-7-2/1027.
В соответствии с пунктом 18 указанных Правил все сооружения и строительные элементы систем подготовки органических удобрений должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты и инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию.
В свою очередь, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 537-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия" (ГОСТ Р 53117-2008), согласно пункту 6.6 которого для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо-, пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20-25 см. Удобрения хранят на площадках, в накопителях, защищенных от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков, площадки хранения твердых видов удобрений органических должны быть оборудованы жижесборниками (пункт 10.4).
В силу пункта 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться в том числе следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).
Под отходами понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью (ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
Основные ветеринарно-санитарные правила для кролиководческих ферм, утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 20.04.1971, установлены для хозяйств (ферм) по выращиванию и откорму кроликов и направлены на строгое выполнение комплекса ветеринарных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих высокую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение высокой продуктивности, а также качественной мясной и шкурковой продукции. Контроль за выполнением указанных Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании материалов настоящего дела констатировали нарушение Обществом приведенных выше нормативных положений, а именно отсутствие специально оборудованной площадки для складирования навоза с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты.
Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Учитывая установленные обстоятельства, судами двух инстанций сделаны обоснованные выводы о том, что Управление в пределах предоставленных ему полномочий правомерно в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля выдало Обществу предписание в целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А56-134370/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элиткролик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.