21 апреля 2020 г. |
Дело N А56-45700/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 21.04.2020 без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Лайн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019, принятое путем подписания резолютивной части, и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А56-45700/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Лайн", адрес: 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 69, лит. А, пом. 56н, часть пом. 201, ОГРН 1117847488120, ИНН 7841454541 (далее - ООО "Сервис-Лайн"),
- о взыскании 48 152,26 руб. платы за нахождение на путях общего пользования вагонов N 29290095, 60650504, 59191478. 24632705, 54648118, 59958918, 55777304, 54674122, 53082350, 54044284, 29040243, 26048595, 28086940, 52358678, 52217528, 60214483, 55129530, 55363006, 28810620, 52355427, 55125066, 59767509, 61399366, 55582738, 55666309, 62692710, 55285860, 60531225, 26050492, 24469512, 53827572, 53627758, 53768974, 55818850, 53257622, 57402836, 52333812, 57446833, 56736325, 52363157, 54898200, 55871842, 21098249, 26035790, 24591968, 55939938, 54128186, 55272371, 53842829, 52101995, 61960837, 56015951, 28813012, 26321893, 24008211, 54902747, 52355922, 52464427, 61616741, 54790688, 52351210, 56206931, 52674603, 28846707, 56098460, 52490125, 55035935, 52414349, 55312698, 61573770, 62461876, 62447727, 60043130, 53260659, 59767558, 29004967, 60181054, 29625290, 28065878, 54169586, 55568653, 56789530, 52909744, 56578446, 54367396, 52355245, 52174414, 55778344, 24202335, 54875661, 56370612, 55673032;
- о взыскании 44 498,98 руб. платы за пользование вагонами N 24632705, 26048595, 28810620, 26050492, 24469512,21098249, 24591968, 26035790, 28813012, 26321893, 24008211, 24202335;
- о взыскании 3 874,72 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 17.04.2018 по 30.04.2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.09.2019, принятым путем подписания резолютивной части, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Сервис-Лайн" ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 19.09.2019 и постановление от 10.12.2019 и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы полагает, что задержка вагонов не связана с действиями ООО "Сервис-Лайн", настаивает, что вагоны находились на железнодорожных путях по вине ОАО "РЖД". Представленные в материалы дела документы не подтверждают выполнение ОАО "РЖД" своей обязанности по самостоятельной и своевременной перегруппировке и выводу вагонов с учетом того, что поступившие вагоны находились в составе сборных поездов вместе с вагонами иных организаций. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, может быть проверено только натурными листами поездов, однако суды необоснованно отказали в ходатайстве ООО "Сервис-Лайн" об истребовании таких документов у ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Сервис-Лайн" (владелец) 17.11.2015 заключили договор N 24/15/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Сервис-Лайн" при станции Заневский Пост Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 15 Договора владелец вносит плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, приема вагонов по ставкам, установленным таблицей N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, а также плату за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, задержанными на путях общего пользования станции в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на пути необщего пользования владельца либо задержанными на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере ставок таблицы N 5 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 19.06.2002 N 35/12.
В апреле - мае 2018 года вагоны, следовавшие в адрес ООО "Сервис-Лайн", задерживались перевозчиком на путях общего пользования станции Заневский Пост Октябрьской железной дороги вследствие нарушения владельцем технологического срока оборота вагонов. В результате были нарушены сроки доставки вагонов.
На основании составленных актов общей формы ОАО "РЖД" начислило ООО "Сервис-Лайн" 48 152,26 руб. платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожных подвижных составов и 44 498,98 руб. платы за пользование вагонами перевозчика и направило претензию от 25.02.2019 N РКЮ-313/10 с требованием уплатить эти суммы. В связи с неурегулированием спора в добровольном порядке ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, в частности Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Из статьи 39 Устава следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
При этом оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами.
Условиями Договора предусмотрено начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом по причинам, зависящим от владельца.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, суды пришли к правильному выводу об обоснованности начисления Обществу платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава. Кроме того, посчитав доказанным факт принадлежности перевозчику вагонов N 24632705, 26048595, 28810620, 26050492, 24469512, 21098249, 24591968, 26035790, 28813012, 26321893, 24008211, 24202335, также находящихся на путях общего пользования из-за того что у ООО "Сервис-Лайн" отсутствовала возможность принять их, суды признали правомерным взыскание с последнего платы за пользование указанными вагонами.
Расчет задолженности судами проверен и признан верным; ООО "Сервис-Лайн" не заявляло обоснованные возражения относительно правильности расчета, контррасчет не представило.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования ОАО "РЖД" в полном объеме.
Довод ООО "Сервис-Лайн" о необходимости истребования натурных листов прибывших на станцию поездов для проверки факта своевременного выполнения перевозчиком своих обязанностей по перегруппировке принадлежащих ему вагонов подлежит отклонению.
Согласно пункту 1.1 Инструкции по составлению натурного листа поезда, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту 12.02.2003, под натурным листом поезда понимается технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. Он является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях, перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги или отделения дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда. Натурный лист предназначен также для передачи информации о прибытии и отправлении поездов, о подходе поездов и грузов с целью оперативного планирования поездной и грузовой работы на станциях и участках, для розыска вагонов.
Таким образом, натурный лист поезда представляет собой технический документ, составляемый и используемый перевозчиком непосредственно в ходе перевозки вагонов.
Между тем, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, предметом иска по настоящему делу выступали правоотношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования и возникшие после завершения процесса перевозки спорных вагонов. Указанные вагоны находились на путях общего пользования в ожидании подачи на подъездной путь ООО "Сервис-Лайн". Сведения о вагонах, находящихся на путях общего пользования, отражены в памятках приемосдатчика на подачу вагонов. Суды, руководствуясь вышеизложенным и оценив имеющиеся в материалах дела документы, пришли к выводу об отсутствии необходимости истребовать запрашиваемые ООО "Сервис-Лайн" натурные листы.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы кассационной жалобы ООО "Сервис-Лайн" не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019, принятое путем подписания резолютивной части, и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А56-45700/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Лайн" - без удовлетворения.
Судья |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.