г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А56-45700/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31242/2019) ООО "Сервис-Лайн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019 по делу N А56-45700/2019(судья Шелема З.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Сервис-Лайн"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: Россия 107174, г. Москва, Басманная Нов 2, ОГРН: 1037739877295; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис-Лайн" (адрес: Россия 195279, г Санкт-Петербург, ш. Революции, д. 69/А/56Н часть помещения 201, ОГРН: 1117847488120; далее - ответчик) о взыскании 48 152, 26 руб. платы за нахождение на путях общего пользования вагонов N N 29290095; 60650504; 59191478; 24632705; 54648118; 59958918; 55777304; 54674122; 53082350; 54044284; 29040243; 26048595; 28086940; 52358678; 52217528; 60214483; 55129530; 55363006; 28810620; 52355427; 55125066; 59767509; 61399366; 55582738; 55666309; 62692710; 55285860; 60531225; 26050492; 24469512; 53827572; 53627758; 53768974; 55818850; 53257622; 57402836; 52333812; 57446833; 56736325; 52363157; 54898200; 55871842; 21098249; 26035790; 24591968; 55939938; 54128186; 55272371; 53842829; 52101995; 61960837; 56015951; 28813012; 26321893; 24008211; 54902747; 52355922; 52464427; 61616741; 54790688; 52351210; 56206931; 52674603; 28846707; 56098460; 52490125; 55035935; 52414349; 55312698; 61573770; 62461876; 62447727; 60043130; 53260659; 59767558; 29004967; 60181054; 29625290; 28065878; 54169586; 55568653; 56789530; 52909744; 56578446; 54367396; 52355245; 52174414; 55778344; 24202335; 54875661; 56370612; 55673032; 44 498, 98 руб. платы за пользование вагонами N 24632705, 26048595, 28810620, 26050492, 24469512,21098249, 24591968, 26035790, 28813012, 26321893, 24008211, 24202335; 3 874,72 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 17.04.2018 по 30.04.2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 19.09.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что спорные вагоны простаивали по причинам, не зависящим от ООО "Сервис - Лайн", а были обусловлены неисполнением перевозчиком работ по выполнению начально-конечных операций по договору перевозки
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 17 ноября 2015 г. между ОАО "РЖД" и ООО "Сервис - Лайн" заключен был договор N 24/15/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 1 Договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" стрелочным перевозом N 1а, который в свою очередь, примыкает к железнодорожному пути N 4 станции Заневский Пост стрелочным переводом N15-17, локомотивом Владельца. Согласно параграфа 7 Договора сдаваемые на железнодорожный путь вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути NN 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 станции Заневский Пост, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузка.
В период с апреля по май 2018 г. на путях общего пользования станции Заневский Пост Октябрьской железной дороги по причинам, не зависящим от перевозчика, простаивали вагоны, прибывшие в адрес ООО "Сервис - Лайн". Данное обстоятельство подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, составленными на их основании ведомостями подачи и уборки вагонов, выкопировками из книги уведомлений о времени подачи вагонов имеющимися в материалах дела.
Факт нахождения вагонов на путях станции ответчиком не оспаривается.
Неисполнение требования об оплате платы за нахождение на путях общего пользования вагонов, платы за пользование вагонами, послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
На основании статьи 39 Федерального закона от 18.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) ОАО "РЖД" начислена плата за пользование вагонами, а также плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с параграфом 15 Договора владелец вносит плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожных грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, приема вагонов по ставкам, установленным таблицей N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29.04.2015 г. N 127-т/1, а также плату за пользование вагонами, контейнерами принадлежащими перевозчику, задержанными на путях общего пользования станции в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на пути необщего пользования Владельца либо задержанными на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, независящим от перевозчика, в размере ставок таблицы N 5 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие оснований для начисления заявленных ко взысканию плат, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, что нашло свое отражение в решении суда первой инстанции.
Довод жалобы об отсутствии вины ответчика и наличии вины перевозчика в простое вагонов, что связано с ненадлежащем выполнением ОАО "РЖД" работ, отнесенных к начально - конечным операциям по договору перевозки груза в части подгруппировки вагонов (по контрагентам), и подаче ООО "Сервис - Лайн" вагонов, не только адресованных ответчику, но и прибывших в адрес третьих лиц, голословен.
В материалах дела имеются памятки приемосдатчика, содержащие перечень подлежащих передаче ООО "Сервис - Лайн" вагонов, подписанные ответчиком в отсутствие возражений. Сведения о передаче вагонов, прибывших в адрес третьих лиц, в составе групп, переданных на подъездной путь ответчика, в памятках приемосдатчика на подачу и уборку вагонов отсутствуют.
Утверждение подателя жалобы на то, что в качестве доказательства, подтверждающего ненадлежащее выполнение перевозчиком работ по подгруппировке вагонов и подача сборной (по контрагентам) группы вагонов, являются натурные листы поезда, в связи с чем отказ в удовлетворении судом первой инстанции соответствующего ходатайства ООО "Сервис - Лайн" необоснован, подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 1.1 Инструкции по составлению натурного листа поезда, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту 12.02.2003 г. установлено, что натурный лист поезда - технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. Он является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях (далее - станциях), перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги (далее - дороги) или отделения дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда. Натурный лист предназначен также для передачи информации о прибытии и отправлении поездов, о подходе поездов и грузов с целью оперативного планирования поездной и грузовой работы на станциях и участках, для розыска вагонов.
Из вышеизложенного следует, что вагонный лист - технический документ, оформляемый в ходе исполнения перевозчиком обязательств из договора перевозки груза железнодорожным транспортом.
В рамках настоящего дела рассматривается спор между сторонами, возникший по завершении договора перевозки груза и связанный с правоотношениями сторон вне перевозочного процесса, в рамках исполнения договора эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования.
Поскольку договор перевозки был завершен, вагоны прибыли на станцию назначения и находились на путях общего пользования в ожидании подачи на подъездной путь ответчика, натурный лист поезда не подтверждает, в отличие от памятки приемосдатчика на подачу вагонов, в каком составе, после расформирования поезда, группа вагонов была подана на путь необщего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство об истребовании доказательств, поскольку натурный лист поезда не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств по настоящему делу с учетом предмета и основания иска.
Утверждение подателя жалобы о наличии вины ОАО "РЖД" в простое вагонов на путях общего пользования также подлежит отклонению, так как не соответствует собранным по делу доказательствам.
Право требования внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования регламентировано положениями статьи 39 УЖТ РФ и заключенным сторонами Договором.
Параграфом 13 Договора установлено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности на железнодорожной станции в ожидании подачи их к местам погрузи, выгрузки составляется акт общей формы.
Имеющиеся в материалах дела акты общей формы составлены в соответствии с положениями статьи 119 УЖТ РФ, а также Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Акты общей формы, железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика содержат данные о вагонах, прибывших в адрес ответчика, период и причины их нахождения на путях общего пользования ОАО "РЖД". Доказательства, опровергающие их содержание либо содержащие мотивированные разногласия относительно их содержания, в материалы дела не представлены.
Уведомление ответчика о времени предстоящей подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования подтверждается календарными штемпелями станции в железнодорожных накладных и записями в книге уведомлений формы ГУ-6, сделанными в соответствии с условиями Договора.
Памятки приемосдатчика не содержат каких-либо разногласий относительно перечня передаваемых, принимаемых вагонов и подписаны представителем ООО "Сервис - Лайн" без возражений.
Довод ответчика о недоказанности принадлежности перевозчику вагонов 28810620, 26050492, 24469512, 21098249, 24591968, 26035790, 28813012, 26321893, 24008211, 24202335 также подлежит отклонению.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Факт принадлежности перечисленных вагонов перевозчику ответчиком не оспаривался, в связи с чем суд первой инстанции, руководствуясь статьей 70.3 АПК РФ, обоснованно посчитал данное обстоятельство признанным ответчиком.
Кроме того из содержания железнодорожных накладных, актов общей формы следует, что перечисленные в апелляционной жалобе вагоны принадлежат Республике Беларусь.
В период нахождения грузовых вагонов, являющихся собственностью стран - участниц Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами -участниками содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (Минск, 22.01.1993) на территории Российской Федерации, их использование железнодорожной администрацией осуществляется на праве возмездного пользования. Регламентом взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО "РЖД" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участков Содружества, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2008 N 2504р, определено, что к компетенции ОАО "РЖД" относятся вопросы обеспечения работы железнодорожного транспорта, в том числе в области функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления перевозочного процесса, хозяйственных взаимоотношений с железнодорожными администрациями и организациями железнодорожного транспорта других государств. Представителем железнодорожной администрации Российской Федерации назначен президент ОАО "РЖД".
Таким образом, вагоны, принадлежащие государствам - участникам указанного соглашения, в период их нахождения на территории Российской Федерации, приравниваются к вагонам, принадлежащим перевозчику - ОАО "РЖД". Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N308-3015-18088 по делу N А53-24628/2014.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с тем, что со стороны ответчика имело место нарушение обязательств по оплате, истцом начислены проценты в размере 3 874,72 руб. за период с 17.04.2018 по 30.04.2019.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным и обоснованным.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2019 по делу N А56-45700/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45700/2019
Истец: АО "КЛАССИК" в лице К/У Левакова С.В., ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СЕРВИС-ЛАЙН"