12 мая 2020 г. |
Дело N А56-9307/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно-коммунальный сервис" Караман О.Г. (доверенность от 18.09.2019), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федоровой И.Г. (доверенность от 07.10.2019),
рассмотрев 12.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А56-9307/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно-коммунальный сервис" (адрес: 197373, г. Санкт-Петербург, ул. Шаврова, д. 5, корп. 3, офис 11; ОГРН 1057811780718; ИНН 7814323444; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 14.01.2019 N N 04/4-р, 04/4-р-1, 04/4-р-2, 04/4-р-3, 04/4-р-4, 04/4-р-5, 04/4-р-6, 04/4-р-7, 04/4-р-8.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые предписания содержат правомерные требования.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержала, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекция на основании распоряжения от 10.01.2019 N 04/4-р провела внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при осуществлении управления многоквартирными домами по адресам: г. Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 14, корп. 3, лит. А; д. 16, корп. 2, лит. А, корп. 3, лит. А; Комендантский пр., д. 33, корп. 2, лит. А;
ул. Мартыновская, д. 6, лит. А, д. 8, корп. 1, лит. А, д. 12, корп. 1, лит. А;
ул. Планерная, д. 41/2, лит. А; д. 43, корп. 1, лит. А.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 14.01.2019 N 04/4-р, что Обществом не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунального ресурса - теплоснабжение в горячей воде, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме и для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 18.03.2019 Инспекция выдала Обществу предписания от 14.01.2019 N N 04/4-р, 04/4-р-1, 04/4-р-2, 04/4-р-3, 04/4-р-4, 04/4-р-5, 04/4-р-6, 04/4-р-7, 04/4-р-8.
Общество, не согласившись с предписаниями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что, договоры о приобретении коммунальных ресурсов заключены между ресурсоснабжающими организациями и товариществами собственников жилья.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации постановлениями от 06.05.2011 N 354 и от 14.02.2012 N 124 утвердило правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354) и правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела усматривается, что между Обществом и товариществами собственников жилья заключены договоры управления многоквартирными домами от 30.09.2010 N 57-упр, от 30.09.2010 N 58-упр, от 01.10.2010 N 60-упр, от 15.10.2010 N 64-упр, от 15.10.2010 N 66-упр, от 18.10.2010 N 68-упр, от 26.10.2010 N 69-упр, от 30.11.2010 N 77-упр, от 25.04.2011 N 92-упр.
В соответствии с пунктом 1.1 указанных договоров товарищество передает, а управляющая организация принимает и осуществляет функции по оказанию услуг и выполнению работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме; по осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.
Согласно пункту 1.2 договоров полномочия правления товарищества и председателя правления товарищества, предусмотренные уставом товарищества и действующим законодательством Российской Федерации, на период действия договора осуществляет управляющая организация.
В силу пункта 2.1 договоров управляющая организация осуществляет функции управления многоквартирным домом в объеме, предусмотренном пунктом 1.2, в том числе: предоставление услуг и осуществление работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственникам помещений согласно действующему законодательству Санкт-Петербурга (подпункт 2.1.4); заключение договоров от имени товарищества на обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных и иных услуг с иными организациями в интересах собственников помещений многоквартирного дома (подпункт 2.1.6); начисление и сбор платы со всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за предоставление услуг и осуществление работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг (подпункт 2.1.7).
Кроме того, пунктом 4.1 договоров предусмотрено, что управляющая организация осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, а также обеспечивает предоставление работ и оказание услуг в соответствии с пунктом 1.1 за счет платы, вносимой собственниками жилых и нежилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, за коммунальные услуги, а также средств из бюджета Санкт-Петербурга, полученных товариществом в установленном порядке.
Судами также установлено, что между ресурсоснабжающими организациями и товариществами собственников жилья заключены соответствующие договоры о приобретении коммунальных ресурсов в целях их использования потребителями (отопление, горячее водоснабжение).
В силу пункта 15 Правил N 354 товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что указанные договоры не прекращены, суды применительно к обстоятельствам настоящего дела сочли возможным надлежащее осуществление Обществом деятельности по управлению многоквартирными домами при наличии данных договоров, а также о нарушении оспариваемыми предписаниями его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А56-9307/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.