11 января 2024 г. |
Дело N А56-113032/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни Матусевич Т.Б. (доверенность от 09.01.2024 N 05-25/001), Григорьевой О.В. (доверенность от 28.12.2023 N 05-23/0089) и Быданцевой Ю.О. (доверенность от 27.12.2023 N 05-23/0074), от Северо-Западного таможенного управления Быданцевой Ю.О. (доверенность от 22.12.2023 N 09-08/128), от общества с ограниченной ответственностью "Атлант" Степановой А.В. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 09.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023 по делу N А56-113032/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", адрес: 197372, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 15, к. 1, кв. 258, ОГРН 1137847203933, ИНН 7814574198 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным требования Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/101022/3346138; решения Таможни от 20.01.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения которых заявлены в названной ДТ; о возложении обязанности произвести выпуск товаров, сведения о которых заявлены в указанной ДТ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное таможенное управление, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - Управление).
Решением суда от 13.04.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы указывает, что представленный таможенному органу сертификат происхождения товаров от 05.10.2022 N FI-E1175199477 (выдан Торговой палатой г. Котка, Финляндская Республика) является подлинным, заполнен в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) (непреференциальными правилами определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49), и содержит информацию о стране назначения товаров, наименование и адрес грузополучателя. Также в таможенный орган представлен сертификат соответствия КG N 0106399, подтверждающий производство товаров на территории Турецкой Республики компанией BRISA BRIDGESТONE SABANCI LASTIK SANAYI VE TICARET A.S., что наряду со всеми иными товаросопроводительными документами позволяло идентифицировать товары для целей определения страны происхождения товаров (Турецкая Республика). Суды не учли, что с учетом обстоятельств совершения внешнеэкономической сделки оформление сертификата о происхождении товара с указанием получателя в Российской Федерации было невозможно. Также Общество указывает на то, что в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) таможенный орган не доказал, что Общество имело возможность приобретения спорных товаров иным образом: напрямую без участия посредника - резидента Республики Казахстан, и с возможностью оформления сертификата происхождения с указанием страны назначения Российская Федерация и указанием получателя - резидента Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Таможня и Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Таможни и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании внешнеэкономического контракта от 02.08.2022 N 02-TBR/22, заключенного с компанией "UNEXIM TRADE" (Республика Казахстан), Общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларировало по ДТ N 10228010/101022/3346138 товар - 8 новых шин (покрышек) пневматических резиновых бескамерных с индексом нагрузки 160к (158l), размером 385/65 R22.5 160К (158L) TL для грузовых автомобилей, производитель - BRISA BRIDGESTONE SABANCI LASTIK SANAYI VE TICARET А.S. (Турецкая Республика), товарный знак - BRIDGESTONE, марка, модель, артикул - R179, страна происхождения - Турецкая Республика, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС - 4011 20 900 0.
При таможенном декларировании в целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товара, ввезенного по спорной ДТ, Общество представило оригинал сертификата о происхождении товара общей формы от 05.10.2022 N FI-E1175199477, выданный уполномоченным органом Финляндской Республики (Торговой палатой г. Котка).
По результатам проведенного таможенного контроля в форме проверки документов и сведений до выпуска товаров и (или) транспортных средств происхождение задекларированного товара не подтверждено. Таможня установила, что представленный сертификат оформлен с нарушением пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам N 49). В нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований сертификат не содержит информацию о стране назначения товаров или наименовании и адресе грузополучателя, а указанные в нем сведения о грузополучателе не соответствуют сведениям, заявленным в графе 8 спорной ДТ; кроме того, он выдан получателю товара - LLC UNEXIM TRADE (Республика Казахстан).
Таможня направила Обществу требование от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанной ДТ, и уплате антидемпинговой пошлины в срок до 17 час. 00 мин. 20.10.2022.
Ввиду неисполнения Обществом указанного требования Таможня 20.10.2022 приняла решение об отказе в выпуске задекларированного товара на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС).
Считая решение и требование Таможни неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признав происхождение ввезенных товаров неподтвержденным, посчитал правомерным начисление таможенным органом Обществу антидемпинговой пошлины и признал законными оспариваемые решение и требование Таможни.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, исследовав позиции сторон, не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества, отмены или изменения решения суда.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 N 154 (далее - Решение N 154) установлена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС
Решением Коллегии ЕЭК от 29.06.2021 N 84 действие антидемпинговой меры, установленной Решением N 154, продлено по 28.06.2026 года.
Согласно представленной Обществом технической документации задекларированный по спорной ДТ товар представляет собой грузовые шины, новые всесезонного использования на полуприцеп с посадочным диаметром от 22,5 дюйма с индексом нагрузки более 155, в связи с чем попадает под действие Решения N 154.
В силу пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры) применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденные решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 N 49 (Правила N 49).
Согласно пункту 2 Правил N 49 под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными этими Правилами.
Как следует из пункта 25 Правил N 49, в случае применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, должно быть обязательно подтверждено сертификатом о происхождении товара.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Перечень обязательных реквизитов сертификата содержится в пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам N 49) и является исчерпывающим.
Как указано в подпункте 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
Для подтверждения страны происхождения спорного товара Общество при декларировании представило оригинал сертификата о происхождении товара общей формы от 05.10.2022 N FI-E1175199477, выданный уполномоченным органом Финляндской Республики (Торговой палатой г. Котка) (далее - Сертификат), в котором были указаны сведения об отправителе - "Rota Optima Оу" (Финляндская Республика) и грузополучателе - LLC UNEXIM TRADE (Республика Казахстан).
Сведения о грузополучателе товара - Обществе и стране назначения - Российской Федерации в представленном Сертификате отсутствовали.
Таким образом, в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований представленный Сертификат не содержал информацию о стране назначения товаров или наименовании и адресе грузополучателя, а сведения о грузополучателе, указанном в Сертификате, не соответствовали сведениям, заявленным в ДТ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, иных доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о происхождении спорного товара в Турецкой Республике, Обществом в рамках судебного разбирательства не представлено.
Ссылки Общества на сертификат соответствия и акт таможенного наблюдения являлись предметом оценки судов. Документов, позволяющих исследовать доставку товара из Турецкой Республики в Финляндскую республики Обществом не представлено. При этом Таможня указывала на наличие в представленных документах указания на поставку товара из Китайской Народной Республики.
С учетом оценки представленных доказательств и доводов сторон суды пришли к выводу о наличии у Таможни оснований для непринятия представленного сертификата происхождения товара в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, выставления требования от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанной ДТ, и уплаты антидемпинговой пошлины, принятия решения от 20.10.2022 об отказе в выпуске спорного товара ввиду неисполнения названного требования, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам. Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств само по себе не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023 по делу N А56-113032/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
...
Как указано в подпункте 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2023 по делу N А56-113032/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2024 г. N Ф07-19186/23 по делу N А56-113032/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19186/2023
08.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17474/2023
13.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-113032/2022