г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2023 г. |
Дело N А56-113032/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Мушкет С.И. - доверенность от 01.01.2022
от заинтересованного лица: предст. Быданцева Ю.О. - доверенность от 09.02.2023:
от третьего лица: предст. Матусевич Т.Б. - доверенность от 03.07.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17474/2023) общества с ограниченной ответственностью "Атлант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2023 по делу N А56-113032/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант"
к Северо-Западной электронной таможне
третье лицо: Северо-Западное таможенное управление
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - заявитель, Общество, ООО "Атлант") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западной электронной таможне (далее - таможенный орган, Таможня, СЗЭТ) о признании незаконным требования от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/101022/3346138, о признании незаконным решения от 20.01.2022 об отказе в выпуске товаров, сведения которых заявлены в ДТ N 10228010/101022/3346138, об обязании произвести выпуск товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/101022/3346138.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ).
Решением суда от 13.04.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Атлант" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.04.2023 отменить и принять по делу новый судебные акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы указывает на то, что представленный Обществом сертификат происхождения товаров от 05.10.2022 N FI-E1175199477, выданный Торговой палатой г. Котка, Финляндия, является подлинным и заполнен в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальными правилами определения происхождения товаров), утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила), в том числе содержит информацию о стране назначения товаров, наименование и адрес грузополучателя. По мнению подателя жалобы, вопреки выводам суда первой инстанции, представленный Обществом сертификат происхождения товаров от 05.10.2022 N FI-E1175199477 наряду со всеми иными товаросопроводительными документами позволяет однозначно идентифицировать страну происхождения товаров (Турецкая Республика); в Правилах не установлено, что сертификат происхождения в обязательном порядке должен содержать сведения о конечной стране назначения или конечном грузополучателе товаров. Податель жалобы также указывает на то, что выводы суда первой инстанции о необходимости представления сертификата о происхождении товаров, содержащего наименование конечной страны назначения (Российская Федерация) или наименование и адрес конечного грузополучателя (ООО "Атлант") не учитывает все обстоятельства совершения сделки, на основании которой ввезены спорные товары (транзитной поставки, при которой товар фактически не направляется в Республику Казахстан). Податель жалобы также указывает на то, что таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не доказал, что Общество имело возможность приобретения спорных товаров иным образом: напрямую без участия посредника - резидента Республики Казахстан, и с возможностью оформления сертификата происхождения с указанием страны назначения Российская Федерация и указанием получателя - резидента Российской Федерации.
Протокольным определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 рассмотрение апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2023 по делу N А56-113032/2022 отложено на 15.08.2023.
Определением председателя четвертого судебного состава Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 в составе суда, рассматривающего дело N А56-113032/2022, произведена замена в порядке статьи 18 АПК РФ: судьи Масенкова И.В. и Протас Н.И., в связи с нахождением в отпуске, заменены на судей Зотееву Л.В. и Фуркало О.В.; рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.
В судебном заседании 15.08.2023 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители СЗЭТ и СЗТУ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Атлант" в рамках в рамках внешнеэкономического контракта от 02.08.2022 N 02-TBR/22, заключенного с компанией "UNEXIM TRADE" (Республика Казахстан), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и представлен для таможенного декларирования по ДТ N10228010/101022/3346138 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар
- шины (покрышки) пневматические резиновые новые для грузовых автомобилей бескамерные с индексом нагрузки 160к (158l) размер 385/65 R22.5 160К (158L) TL, производитель: BRISA BRIDGESTONE SABANCI LASTIK SANAYI VE TICARET А.S. (Турецкая Республика), товарный знак: BRIDGESTONE, марка: R179, артикул: R179, модель: R179, количество: 8 шт., заявленный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0, заявленная страна происхождения товаров - Турецкая Республика.
В целях подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товаров при декларировании товара по ДТ N 10228010/101022/3346138 Обществом по запросу таможенного органа представлен оригинал сертификата о происхождении товаров общей формы от 05.10.2022 N FI-E1175199477, выданный Торговой палатой г. Котка, Финляндия (далее - Сертификат N FI-E1175199477).
В ходе осуществления проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, до выпуска товаров таможенным органом выявлено, что Сертификат N FI-E1175199477 оформлен с нарушением пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС) (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49) (далее - Требования). Указанный сертификат выдан в отношении получателя товаров "LLC UNEXIM TRADE" (Республика Казахстан). Таможенный орган пришел к выводу о том, что происхождение товаров по ДТ N10228010/101022/3346138 не подтверждено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Обществу требования от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/101022/3346138 с уплатой антидемпинговой пошлины сроком исполнения до 17 час. 00 мин. 20.10.2022.
Поскольку требование от 11.10.2022 Обществом не исполнено, таможенный орган 20.10.2022 принял решение об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10228010/101022/3346138 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Не согласившись с требованием от 11.10.2022 и решением от 20.10.2022, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 13.04.2023 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 (далее - Решение N 154) применяется антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установив срок действия данной антидемпинговой меры 5 лет.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 84 действие антидемпинговой меры, установленной Решением N 154, в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики, продлено по 28 июня 2026 года.
Как установлено таможенным органом и судом, задекларированный Обществом по ДТ N 10228010/101022/3346138 товар представляет собой грузовые шины, новые всесезонного использования на полуприцеп с посадочным диаметром от 22,5 дюйма с индексом нагрузки более 115, а следовательно попадает под действие Решения N 154.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства - члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства - члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства - члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство - член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49.
Пунктом 25 Правил установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров. Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
В целях подтверждения заявленных сведений о стране происхождения товаров при декларировании товара по ДТ N 10228010/101022/3346138 Обществом был представлен сертификат о происхождении товаров общей формы от 05.10.2022 N FI-E1175199477, выданный Торговой палатой г. Котка, Финляндия (далее - Сертификат N FI-E1175199477).
В соответствии с пунктом 5 Требований сертификат должен содержать следующие сведения:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется);
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза с товаром, заявленным при таможенном декларировании.
В рассматриваемом случае таможенным органом установлено, что в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований представленный Обществом Сертификат N FI-E1175199477 не содержит информацию о стране назначения товаров или наименовании и адресе грузополучателя, а сведения о грузополучателе, указанные в Сертификате N FI-E1175199477, не соответствуют сведениям, заявленным в графе 8 ДТ N10228010/101022/3346138.
Как усматривается из материалов дела, Сертификат N FI-E1175199477 содержит сведения об отправителе "Rota Optima Оу" (Финляндия) и грузополучателе "LLC UNEXIM TRADE" (Республика Казахстан).
При этом в графе 5 Сертификата N FI-E1175199477 указаны реквизиты инвойса от 04.10.2022 N 554.
Вместе с тем, в представленном Обществом при таможенном декларировании инвойсе от 04.10.2022 N 554 отсутствуют сведения о получателе товаров "LLC UNEXIM TRADE" (Республика Казахстан), в качестве получатель указано ООО "Атлант" (Российская Федерация).
В графе 8 "Получатель" ДТ N 10228010/101022/3346138 в качестве получателя указано ООО "Атлант" (Российская Федерация). В графе 12 "Страна назначения" ДТ N 10228010/101022/3346138 указано "Россия".
Сведения о грузополучателе товара ООО "Атлант" и стране назначения Российская Федерация в Сертификате N FI-E1175199477 отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что согласно Международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 05.10.2022 N RO-22/263, инвойсу от 04.10.2022 N 554 грузополучателем и страной назначения товара является ООО "Атлант" (Российская Федерация).
Также согласно пункту 1.2 контракта от 02.08.2022 N 02-TBR/22 спецификации к контракту являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно спецификации от 04.10.2022 N 6 грузополучателем товара также является ООО "Атлант", страной назначения - Россия, Санкт-Петербург.
При этом следует отметить, что Сертификат N FI-E1175199477 выдан 05.10.2022, в то время как спецификация от 04.10.2022 N 6 и инвойс от 04.10.2022 N 554, датированы 04.10.2022. то есть на момент выдачи Сертификата N FI-E1175199477 грузополучатель товара (ООО "Атлант") и страна назначения (Российская Федерация) уже были известны и согласованы сторонами.
При таких обстоятельствах отклоняются ссылки подателя жалобы на особенности совершения сделки, на основании которой ввезены спорные товары (транзитной поставки, при которой товар фактически не направлялся в Республику Казахстан).
Фактически представленный Обществом Сертификат N FI-E1175199477 выдан получателю товаров LLC UNEXIM TRADE - резиденту Республики Казахстан, при том, что спорный товар не предназначался и не планировался к ввозу на территорию Республики Казахстан, то есть резидент Республики Казахстан не является грузополучателем товара, а Республика Казахстан не является страной назначения товара.
Вопреки доводам подателя жалобы, у таможенного органа отсутствует обязанность доказывать, что Общество имело возможность приобретения спорных товаров иным образом: напрямую без участия посредника - резидента Республики Казахстан, и с возможностью оформления сертификата происхождения с указанием страны назначения Российская Федерация и указанием получателя - резидента Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно установлено таможенным органом в нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований представленный Обществом Сертификат N FI-E1175199477 не содержит информацию о стране назначения товаров или наименовании и адресе грузополучателя, а сведения о грузополучателе, указанном в Сертификат N FI-E1175199477 не соответствуют сведениям, заявленным в ДТ N 10228010/101022/3346138.
В силу вышеприведенных положений пункта 4 статьи 31 ТК ЕАЭС и пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, в том числе, в случае, если сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения (такой сертификат не может рассматриваться в качестве документа о происхождении товара).
При таких обстоятельствах, поскольку Сертификат N FI-E1175199477 оформлен с нарушением требований к порядку его заполнения, то указанный сертификат о происхождении товаров не может являться основанием для подтверждения заявленных Обществом в ДТ N 10228010/101022/3346138 сведений о происхождении товаров "Турция", соответственно, в силу пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара по ДТ N 10228010/101022/3346138 является неподтвержденным.
Таким образом, установив, что происхождение товаров по ДТ N 10228010/101022/3346138 не подтверждено, что влечет за собой уплату антидемпинговой пошлины, таможенный орган правомерно выставил Обществу требование от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/101022/3346138 с уплатой антидемпинговой пошлины.
Требование от 11.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/101022/3346138, в установленный срок (до 20.10.2022) Обществом исполнено не было, в связи с чем таможенным органом на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС правомерно принято решение 20.10.2022 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10228010/101022/3346138.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 13.04.2023.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 апреля 2023 года по делу N А56-113032/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113032/2022
Истец: ООО "Атлант"
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня
Третье лицо: Северо-Западное таможенное управление
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19186/2023
08.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17474/2023
13.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-113032/2022