20 мая 2020 г. |
Дело N А05-5637/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
рассмотрев 14.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Черемушское" в лице администрации муниципального образования "Черемушское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А05-5637/2019,
установил:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", адрес: 165320, Архангельская обл., Котласский р-н., раб. пос. Шипицыно, Советская ул., д. 53, ОГРН 1022901025201, ИНН 2913002636 (далее - МО "Котласский муниципальный район"), муниципальному образованию "Черемушское" в лице администрации муниципального образования "Черемушское", адрес: 165346, Архангельская обл., Котласский р-н., пос. Черемушский, Южная ул., д. 21, ОГРН 1052904026889, ИНН 2904015950 (далее - МО "Черемушское"), муниципальному образованию "Сольвычегодское" в лице администрации муниципального образования "Сольвычегодское", адрес: 165330, Архангельская обл., Котласский р-н., г. Сольвычегодск, ул. Советская, д. 8, ОГРН 1052904026867, ИНН 2904015935 (далее - МО "Сольвычегодское") о взыскании 7 806 799,50 руб. использованных необоснованно и не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области, адрес: 163000, Архангельск, пр. Ленина, д. 1, ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352 (далее - Контрольно-счетная палата).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019, с МО "Сольвычегодское" за счет средств казны муниципального образования "Сольвычегодское" в пользу Министерства взыскано 1 373 620 руб. бюджетных средств, необоснованно израсходованных и использованных не по целевому назначению; с МО "Черемушское" за счет средств казны муниципального образования "Черемушское" в пользу Министерства взыскано 6 433 179,50 руб. бюджетных средств, необоснованно израсходованных и использованных не по целевому назначению. В иске к муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" отказано.
В кассационной жалобе администрация МО "Черемушское", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить решение от 14.08.2019 и постановление от 02.12.2019 и взыскать с МО "Черемушское" 2 205 339,50 руб. в пользу Министерства, отказав в иске к МО "Черемушское" в остальной части.
Податель жалобы считает неправомерным взыскание с МО "Черемушское" 4 227 840 руб., в этой части администрацией не допущено нарушений при исполнении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилья фонда" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп; судами не исследованы обстоятельства предоставления гражданам жилых помещений и не учтено, что жилые помещения, в которых ранее проживали граждане, утрачены в связи с пожарами, возможности переселить граждан в иные пригодные для проживания жилые помещения у администрации не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетная палата просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2020 и от 23.04.2020 в соответствии с постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 и от 08.04.2020 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 23.04.2020, а затем на 14.05.2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа N 173-пп), которая реализуется на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В соответствии с паспортом адресной программы государственным заказчиком выступает Министерство.
Между Министерством и МО "Котласский муниципальный район" заключен договор от 29.07.2013 N 6ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства с дополнительными соглашениями.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 договора он регулирует порядок взаимодействия сторон, определяет их права и обязанности при реализации Федерального закона в случае принятия правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) решения о предоставлении Архангельской области финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, участником которой является муниципальный район.
В пункте 2.3.1. договора предусмотрена обязанность муниципального района распределять и перечислять муниципальным образованиям муниципального района, претендующим в соответствии с заявкой Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета, средства областного бюджета, полученные за счет средств Фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на долевое финансирование по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в течение 5-ти рабочих дней со дня получения указанных средств из областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3.4. договора уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района заключает с муниципальным образованием договор на финансирование мероприятий региональной (муниципальной) адресной программы и в установленный срок направляет указанные средства в бюджет муниципального образования муниципального района.
Дополнительными соглашениями от 29.07.2013 N 1, от 28.07.2014 N 3, от 12.08.2015 N 5, от 22.03.2016 N 8 определен порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решения правления Фонда о рассмотрении заявки Архангельской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в рамках финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного развития на каждом этапе адресной программы, участниками которой являются, в том числе, МО "Сольвычегодское" и МО "Черемушское" муниципального района (пункты 1.1 дополнительных соглашений).
Согласно пунктам 2.3.1. указанных дополнительных соглашений муниципальный район обязуется перечислить средства финансовой поддержки, полученные от Министерства, в бюджеты муниципальных образований муниципального района для использования на цели, предусмотренные соглашением.
В соответствии с условиями договора от 29.07.2013 (в редакции дополнительных соглашений) администрация муниципального района заключила аналогичные соглашения о предоставлении субсидии на долевое финансирование региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 28.07.2014 с МО "Сольвычегодское" и МО "Черемушское", на основании которых муниципальный район перечислял средства финансовой поддержки, полученные от Министерства, в бюджеты указанных муниципальных образований муниципального района.
Предметом этих соглашений согласно пункту 1.1 являлся порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по предоставлению субсидий бюджету поселения на финансирование адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (субсидии). В соглашениях определены объемы финансирования, установлена обязанность поселений осуществлять целевое финансирование и эффективное использование бюджетных средств (пункт 2.2.1.); выполнить в полном объеме и в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Федерального закона - до 31.12.2015 реализацию на территории поселения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного этапа строительства 2014 года региональной адресной программы, в отношении которой в 2013 году принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет его средств (пункт 2.3.10.).
Между Министерством и МО "Черемушское", МО "Сольвычегодское" заключены договоры от 29.07.2013 N 6ФП-1-13, от 28.07.2014 N 6ФП-3-14, соответственно, которыми определены права и обязанности сторон при реализации Закона N 185-ФЗ, а также при расходовании средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с указанными договорами поселение обязуется обеспечить в пределах своей компетенции использование финансовой поддержки, предоставленной на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; обеспечить реализацию мероприятий (этапов программы) на территории муниципального образования района в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ; принимать меры для обеспечения достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы на территории района в сроки, установленные договором; обеспечить выполнение плана мероприятий по переселению.
Контрольно-счетной палатой на основании распоряжения от 11.01.2017 N 1-р проведены проверки соблюдения муниципальными образованиями Котласского муниципального района бюджетного и иного законодательства при расходовании средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий, утвержденных в составе адресной программы и государственных программ Архангельской области "Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2020 годы)", "Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014 - 2017 годы)". В рамках указанных мероприятий проверено исполнение муниципальными образованиями Котласского района, в том числе МО "Черемушское", МО "Сольвычегодское", указанной адресной программы.
По результатам проверок Контрольно-счетной палатой установлены, среди прочих, следующие нарушения:
- нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 3 818 020 руб. (из них: средства Фонда - 1 892 575,46 руб., средства областного бюджета - 1 925 444,54 руб.), поскольку в целях предоставления нового жилья отдельным гражданам, производилось предоставление жилищного фонда в домах признанных аварийными, то есть непригодных для проживания;
- необоснованное получение средств финансовой поддержки в размере 5 971 699,50 руб. (из них: средства Фонда - 4 387 717,52 руб., средства областного бюджета - 1 583 981,98 руб.) в связи с завышением расселяемой площади в рамках первого этапа переселения.
Контрольно-счетная палата направила в адрес Министерства представление от 24.01.2018 N 01-02/92В с предложением рассмотреть информацию о допущенных нарушениях и принять меры по возмещению в областной бюджет средств, использованных с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Министерство на основании договора от 29.07.2013 N 6-ФП-13 выставило в адрес муниципального образования "Котласский муниципальный район" требование о возврате средств от 02.02.2018 N 203/09-08/743.
Поскольку требование исполнено не было, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования в отношении МО "Черемушское", МО "Сольвычегодское", отказав Министерству в иске к МО "Котласский муниципальный район".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в обжалуемой части правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления в отношении МО "Черемушское" в связи со следующим.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 названной статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
В силу части 1.2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ проверку использования средств фонда в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно статьям 157, 265, 268.1 БК РФ, Федеральному закону от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закону Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области" Контрольно-счетная палата вправе осуществлять контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
В целях предоставления средств Фонда утверждена названная выше Программа N 173-пп. На основании с раздела VI Программы N 173-пп источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
Участниками Программы N 173-пп являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной Программы.
Программа N 173-пп реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: 1) строительство многоквартирных домов; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений об обязании муниципальных образований предоставить жилые помещения по договорам социального найма.
Переселению в рамках выполнения Программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину-нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующего в Программе N 173-пп, осуществляют, в частности, представление в Министерство заявки на участие в Программе, перечня аварийных многоквартирных домов, документов о признании домов аварийными и подлежащими сносу, информации о планируемом переселении граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
В данном случае суды установили, что гражданам Бакеевой Т.Б. и Ярыгиной Н.А. по договорам социального найма 28.06.2013 и 26.12.2013 предоставлены помещения в аварийных домах, включенных в Программу N 173-пп. При этом материалами дела подтверждается, что на момент формирования и утверждения указанной программы (23.04.2013) предоставленные помещения не были заселены.
Исходя из цели Программы N 173-пп, состоящей в переселении проживающих в аварийных помещениях граждан, включение в нее помещений в отсутствие в них жильцов не может быть признано обоснованным.
При таком положении суды правомерно заключили, что использование бюджетных средств, предоставленных для целей выполнения Программы N 173-пп, на приобретение квартир для граждан, не проживавших в аварийных помещениях, является нецелевым их расходованием.
Доводы подателя жалобы об отсутствии возможности предоставления Бакеевой Т.Б. и Ярыгиной Н.А. иных пригодных для проживания жилых помещений, как и фактическое заселение спорных помещений до утверждения адресной программы, не имеют правового значения и обоснованно отклонены судами.
Судами также установлены факты предоставления гражданам Левицкой (Коваленко) Ю.С. и Лемзякову Н.И. по договорам социального найма жилых помещений в домах, признанных аварийными и включенных в Программу N 173-пп, что противоречит положениям части 2 статьи 15, статьи 49 ЖК РФ, статьи 673 ГК РФ, согласно которым по договору социального найма могут быть предоставлены пригодные для проживания жилые помещения.
В результате допущенного нарушения МО "Черемушское" необоснованно получена финансовая поддержка в размерах 1 069 040 руб. и 627 900 руб.
Установленные Контрольно-счетной палатой обстоятельства свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств, в связи с чем суды обоснованно удовлетворили исковые требования Министерства к МО "Черемушское".
Доводы администрации сводятся к перечислению фактических обстоятельств, в связи с которыми названным гражданам были предоставлены жилые помещения в домах, признанных аварийными и включенных в Программу N 173-пп. Однако данные обстоятельства сами по себе выводы Контрольно-счетной палаты и судов о нарушении закона при предоставлении жилых помещений и нецелевом использовании бюджетных средств не опровергают.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, судебные акты в обжалуемой части соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А05-5637/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Черемушское" в лице администрации муниципального образования "Черемушское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.