27 мая 2020 г. |
Дело N А05-11704/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 27.05.2020 без вызова сторон кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А05-11704/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное), адрес: 165150, Архангельская обл., г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 86, зд. 2, ОГРН 1022901216227, ИНН 2907008799 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское", адрес: 164010, Архангельская обл., раб. пос. Коноша, Советская ул., д. 74, ОГРН 1062918010649, ИНН 2912004912; (далее - Предприятие), 7 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за август, октябрь и ноябрь 2018 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.11.2019 (с учетом определения от 20.11.2019 об исправлении опечатки) заявленные исковые требования удовлетворены частично: с Предприятия в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 1 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.01.2020 решение от 20.11.2019 оставлено без изменения.
Управление, не согласившись с выводами судов, подало кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Управление в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 20.11.2019 и постановление от 30.01.2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц, а впоследствии по истечении установленного срока представил сведения по типу "дополняющие" на тех застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не предоставлялись, применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), является правомерным. Кроме того, Управление указывает, что размер штрафных санкций за август 2018 года снижен до 1 000 руб. судами произвольно.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность обжалуемых решения и постановления, рассмотренных в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятием 05.03.2019 в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представлены в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за август 2018 года в отношении 5 застрахованных лиц.
На основании представленных сведений о застрахованных лицах Управлением проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 01.04.2019 N 039S18190002077 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за август 2018 года представлены Предприятием только 05.03.2019, то есть с нарушением установленного законом срока.
По итогам рассмотрения акта Управлением принято решение от 20.05.2019 N 039S19190002565 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2 500 руб.
В адрес Предприятия выставлено требование от 17.06.2019 N 039S01190004558 об уплате штрафа в размере 2 500 руб. со сроком для исполнения до 05.07.2019.
Кроме того, Предприятием 08.11.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за октябрь 2018 года в отношении 8 застрахованных лиц, которые страхователь отменил, подав 05.03.2019 сведения по типу "отменяющие" в отношении тех же 8 застрахованных лиц.
Предприятие в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи 05.03.2019 представило в Управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" в отношении 13 застрахованных лиц за октябрь 2018 года, в том числе на 5 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в первоначально представленных сведениях.
Предприятием 10.12.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за ноябрь 2018 года в отношении 8 застрахованных лиц, которые ответчик 05.03.2019 отменил представлением сведений в отношении 8 застрахованных лиц по форме СЗВ-М по типу "отменяющие" за ноябрь 2018 года.
Предприятие 05.03.2019 представило сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" на 9 застрахованных лиц за ноябрь 2018 года, в том числе на 3 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в первоначально представленных сведениях.
Также Предприятием 06.03.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, на которого ранее исходные и дополняющие сведения представлены не были.
На основании представленных сведений о застрахованных лицах за октябрь и ноябрь 2018 года Управлением проведены проверки, по результатам которых составлены акты от 01.04.2019 N 039S18190002078, от 01.04.2019 N 039S18190002080 и от 01.04.2019 N 039S18190002082.
По итогам рассмотрения актов Управлением приняты решения от 20.05.2019 N 039S19190002566, от 20.05.2019 N 039S19190002567, от 20.05.2019 N 039S19190002568 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в размере 2 500 руб. - за октябрь 2018 года, в размере 2 000 руб. - за ноябрь 2018 года.
Поскольку Предприятие в добровольном порядке не уплатило финансовые санкции, Управление направило в его адрес требование от 17.06.2019 об уплате штрафа со сроком исполнения до 05.07.2019.
В связи с неисполнением указанных требований Управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Вступившим в законную силу определением от 06.09.2019 по делу N А05-10930/2019 Арбитражный суд Архангельской области отказал Управлению в выдаче судебного приказа на взыскание спорной суммы финансовых санкций.
Управление обратилось в суд первой инстанции с заявлением о взыскании штрафных санкций в исковом порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие обстоятельств, смягчающих вину Предприятия, удовлетворили заявленные требования частично, взыскав со страхователя штрафные санкции за август 2018 года в размере 1 000 руб.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций отказали Управлению в удовлетворении иска в части взыскания штрафа за непредставление сведений по форме СЗВ-М за октябрь - ноябрь 2018 года, основываясь на том, что Предприятие самостоятельно устранило ошибки в сведениях индивидуального персонифицированного учета, откорректировав их путем предоставления дополнительных сведений за спорный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает выводы судов соответствующими нормам материального права и не нарушающими охраняемые законом публичные интересы.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Предприятие является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) сведения о застрахованных лицах.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами ПФР в судебном порядке (часть 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за октябрь и ноябрь 2018 года, Предприятие представило в установленный законом срок.
Сведения по типу "дополняющие" за октябрь и ноябрь 2018 года Предприятие представило 05.03.2019, самостоятельно выявив ошибку в первоначально представленных сведениях. При этом сведения, указанные в форме СЗВ-М по типу "дополняющие" не были ранее отражены в сведениях по форме СЗВ-М за этот же период (с типом формы "исходная"), представленных в Управление в установленный законодательством срок. При этом дополняющие сведения направлены Предприятием до составления Управлением акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неполноты и (или) недостоверности указанных дополняющих сведений Предприятием не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, письмами ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ПФР сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в ПФР сведениях до их обнаружения ПФР и представить в контролирующий орган достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В рассматриваемом случае, Предприятие, выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (октябрь - ноябрь 2018 года), откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за указанный период, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Предприятию финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судом первой инстанции к обстоятельствам настоящего дела, изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд, правомерно отказали Управлению во взыскании с Общества финансовых санкций за октябрь - ноябрь 2018 года.
Данный правовой подход также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, и соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П).
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели оснований для удовлетворения требований Управления и применения к Предприятию финансовых санкций за октябрь - ноябрь 2018 года в размере 4 500 руб., предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При вынесении решения о взыскании с Предприятия финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2018 года, суд первой инстанции обоснованно снизил сумму начисленного страхователю штрафа, с учетом смягчающих вину обстоятельств, учитывая, что просрочка исполнения обязанности по предоставлению отчетности составляет непродолжительный срок, совершена при отсутствии умысла в нарушении, допущенное правонарушение не повлекло для бюджета ПФР негативных последствий.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств установлена судом с учетом правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства и приняв во внимание, что штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлен как за непредставление, так и за несвоевременное представление сведений, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, и вне зависимости от срока такого непредставления, то есть возможность дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя данной правовой нормой не предусмотрена (размер штрафа зависит только от количества застрахованных лиц), с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также признания Предприятия несостоятельным (банкротом) и введения в отношении него процедуры конкурсного производства, суды правомерно посчитали возможным снизить размер назначенного Предприятию штрафа за непредставление в установленный законом срок сведений за август 2018 года до 1 000 руб.
Доводы подателя жалобы, не согласного с произведенной судами правовой оценкой фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку каких-либо существенных нарушений в применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, не усматривается, кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А05-11704/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.