27 мая 2020 г. |
Дело N А56-62046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" Статеевой И.В. (доверенность от 29.12.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Мир Техники" Синичени И.И. (доверенность от 20.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Техники" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А56-62046/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20-22, лит. А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мир Техники", адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 16/8, оф. 3, ОГРН 1057811843088, ИНН 7810034240 (далее - Общество), о взыскании 4177 руб. 50 коп. задолженности за газ, поставленный в апреле 2019 года по договору поставки газа от 19.04.2019 N 47-А-0251 (далее - Договор) (с учетом уточнения иска).
Решением от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение от 27.08.2019 и постановление апелляционного суда от 30.12.2019, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что приемка газа и проведение испытаний на соответствие физико-химических показателей (далее - ФХП) газа, в том числе его калорийности, должны проводиться при передаче газа от поставщика к покупателю. Место передачи газа установлено в пункте 2.2. Договора. Истец не представил доказательства проверки качества газа в месте его передачи покупателю. Поскольку ответчик не приобретает газ у истца из магистральных газовых сетей, то при расчете стоимости газа необходимо применять пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации". Суды не оценили довод ответчика об отсутствии нормативных оснований для использования паспорта качества газа, полученного на ГРС "Шоссейная", с целью распространения показателей физико-химических свойств газа на все газопроводы региона, определения фактической цены газа по Договору.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (поставщик) и Общество (покупатель) заключили Договор, по которому поставщик обязался поставлять покупателю горючий природный газ и/или горючий природный сухой отбензиненный газ (далее - газ), а покупатель - принимать его и оплачивать.
Согласно пункту 2.1. Договора поставщик обязался поставлять покупателю газ на точку подключения покупателя, расположенную по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, дер. Фалилеево, 35Б.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора местом передачи газа от поставщика к покупателю является граница газораспределительной сети газораспределительной организации акционерного общества "Газпром газораспределение Ленинградская область" (далее - ГРО) и сети покупателя или третьих лиц.
Согласно пункту 4.4 Договора поставщик обязан по требованию покупателя предоставлять паспорт качества на поставленный газ.
Порядок учета газа согласован сторонами в разделе 5 Договора: учет количества газа, поставленного покупателю, производится на основании показаний исправных узлов учета газа (УУГ), установленных у поставщика, а при их отсутствии - у покупателя, принятых в эксплуатацию поставщиком в соответствии с пунктом 5.11 Договора и соответствующих требованиям нормативной документации, указанной в пункте 1.1 Договора. За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура + 20 градусов по Цельсию, давление - 101,325 кПа (760 мм рт.ст.). При определении количества поставленного газа используются величины физических свойств газа по данным паспорта качества газа, выданного поставщиком; при наличии разногласий в оценке качества и/или количества газа, в том числе выявления разбаланса, несогласная сторона отражает свои замечания в акте поданного - принятого газа и обращается за разрешением спора в арбитражный суд в течение 30 дней.
До урегулирования разногласий и/или принятия решения арбитражным судом или в случае необращения в арбитражный суд в указанный срок количество поставленного газа для расчетов между сторонами принимается по данным поставщика, а качество - по паспорту качества, выданному поставщиком (пункт 5.15 Договора).
Согласно пункту 6.1 Договора цена на газ в месте передачи газа поставщиком покупателю формируется из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО, специальной надбавки к тарифам за транспортировку газа по распределительным сетям ГРО для финансирования программ газификации; составляющие цены на газ устанавливаются в порядке, определяемом уполномоченными органами Федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2 Договора оптовая цена газа установлена на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям: температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/ куб.м (33080 кДж/куб.м).
При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ФОТС) от расчетной поставщик ежемесячно производит перерасчет оптовой цены газа по согласованной формуле, одним из показателей которой является фактическая объемная теплота сгорания.
В силу 6.3 Договора расчеты за поставку газа производятся покупателем на основании счета - фактуры, выставляемого поставщиком на стоимость фактически потребленного в отчетном месяце газа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика до 18-го числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение Договора в апреле 2019 года Предприятие поставило Обществу газ в объеме 12,221 тыс. куб.м, который Общество не оплатило.
В рамках досудебного урегулирования спора Предприятие направило в адрес Общества претензию от 07.05.2019 N ММ-08/4743 с требованием погасить задолженность. Требования претензии оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что Общество не исполнило надлежащим образом обязательство по оплате поставленного газа, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, государственная политика в указанной области осуществляется, в частности, в соответствии с принципом определения основ ценовой политики в отношении газа.
В силу пунктом 1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) они определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя (пункт 11 Основных положений).
Регулирование оптовых цен на газ для систем газоснабжения, в рамках которых осуществляется поставка газа на внешние рынки, осуществляется на основе формулы цены на газ (пункт 11 (1) Основных положений).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 03.08.3018 N 1088/18, действующим в спорный период (далее - Приказ ФАС России N 1088/18), утверждены оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, подлежащие учету при формировании цен на газ для потребителей.
Согласно названному приказу оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта. Оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м), приведенную к следующим условиям:
- температура (t град.) +20 градусов по Цельсию;
- давление 760 мм рт. ст.;
- влажность 0%;
- расчетная объемная теплота сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле, утвержденной названным при приказом.
В соответствии с пунктом 6.2 Договора оптовая цена газа установлена на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям: температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/ куб.м (33080 кДж/куб.м).
При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ФОТС) от расчетной поставщик ежемесячно производит перерасчет оптовой цены газа по согласованной сторонами формуле, одним из показателей которой является фактическая объемная теплота сгорания.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Договора в апреле 2019 года истец поставил ответчику газ, стоимость которого оплачена частично.
Разногласия сторон возникли в отношении оптовой цены газа, применяемой при определении его стоимости, которая зависит от физико-химического показателя газа - его калорийности (объемная теплота сгорания). Чем выше показатель теплоты сгорания газа, тем выше его оптовая цена.
Ответчик не согласен, что в рассматриваемом случае необходимо производить перерасчет оптовой цены на газ, поскольку его фактическая объемная теплота сгорания выше расчетной.
При расчете стоимости газа истец использует оптовую цену газа при фактической объемной теплоте сгорания 8097 ккал/м куб., а ответчик использует оптовую цену газа - при фактической объемной теплоте сгорания 7600 ккал/м куб.
Пунктом 4.1 Договора установлено, что поставляемый газ должен соответствовать ГОСТ 5542-2014 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия", паспорт качества газа оформляется ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" раз в месяц.
Предприятие представило паспорт N 13-1-02/101-05-2018 качества горючего природного газа за апрель 2019 года, оформленный ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Предприятие определило оптовую стоимость газа, отпущенного в спорном периоде по Договору, в соответствии с величиной фактической объемной теплоты сгорания, отраженной в названном паспорте (8097 ккал/м куб.).
Паспорт газа оформляется на основании измерений физико-химических показателей в соответствии с методами испытаний, проведенных испытательной лабораторией ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".
Согласно письмам ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" от 03.04.2017 N 10-2/51-В и от 26.09.2018 N 10-2/19696 данные паспорта качества газа с ГРС "Шоссейная" распространяются на газ, транспортируемый по магистральным газопроводам "Серпухов-Ленинград", "Белоусово-Ленинград" и "Кохтла-Ярве-Ленинград 1,2" потребителям через газораспределительные станции "Озертицы" и "Суйда", в том числе, на котельную ответчика, расположенную в Кингисепском районе Ленинградской области.
Из письма от 26.09.2018 N 10-2/19696 следует, что калорийность природного газа зависит исключительно от его компонентного состава. То есть, калорийность газа, транспортируемого по системе магистрального газопровода не зависит ни от давления газа, ни от места отбора проб.
Таким образом, фактическая объемная теплота сгорания газа, которую применил истец при определении оптовой цены газа, поставленного в спорный период, подтверждена паспортом качества природного газа, выданным аккредитованной лабораторией.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Компания не представила доказательства, подтверждающие, что в спорный период был поставлен газ меньшей калорийности.
Ответчик, указывая на необходимость отбора газа в точке подключения газопотребляющего оборудования покупателя к газораспределительной сети и расчета стоимости газа по минимальной расчетной норме калорийности газа, не представил доказательства и не привел нормы права, обязывающие поставщика совершать указанные действия.
В соответствии с Основными положениями и Приказом ФАС России N 1088/18 оптовая цена на газ, которая напрямую зависит от калорийности, определяется на выходе из системы магистральных газопроводов.
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м куб. перерасчет оптовых цен осуществляется по формуле, приведенной в приложении к названному приказу, и в пункте 6.2 Договора, по которому у сторон не имеется разногласий.
Указанный перерасчет правомерно осуществлен поставщиком.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, о неправильном применении норм права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Определением кассационной инстанции от 18.03.2020 Обществу предложено представить в судебное заседание документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. В связи с тем, что Общество не представило в суд доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы и его жалоба оставлена без удовлетворения, с Общества на основании подпункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А56-62046/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Техники" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мир Техники", адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 16/8, оф. 3, ОГРН 1057811843088, ИНН 7810034240 в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.