г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А56-62046/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: представитель Статеева И.Р. по доверенности от 29.12.2018
от ответчика: представители Синиченя И.И. по доверенности от 14.01.2019, Слободская С.М. по доверенности от 10.06.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30179/2019) ООО "Мир Техники"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 по делу N А56-62046/2019(судья Хорошева Н.В.), принятое
по иску ООО "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург"
к ООО "Мир Техники"
о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (ИНН: 7838056212; ОГРН: 1167847278180, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мир Техники" (ИНН: 7810034240; ОГРН: 1057811843088, далее - Общество) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 4 177, 50 руб. задолженности по договору поставки газа N 47-А-0251 от 19.04.2019 за апрель 2019 г.
решением от 27.08.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Мир Техники" (ИНН: 7810034240; ОГРН: 1057811843088, г. Санкт-Петербург) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (ИНН: 7838056212; ОГРН: 1167847278180, г. Санкт-Петербург) 4 177, 50 руб. задолженности по договору поставки газа N 47-А-0251 от 19.04.2019 за апрель 2019 года, а также 2 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине; возвратил обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" из федерального бюджета 1 219 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 7581 от 23.05.2019.
Решение обжаловано ООО "Мир Техники" в апелляционном порядке.
Податель жалобы просит отменить / изменить решение суда полностью/в части и принять новый судебный акт (отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части).
По мнению подателя жалобы, суд не дал оценку Акту приемки-передачи газа, где ответчик отметил, что не согласен с величиной калорийности, влияющей на стоимость газа; не оценил значение по делу п.5.14 договора, где отмечено, что Акт предоставляется после периода поставки, на третий день следующего периода, только получив Акт, ответчик знакомится с показателями калорийности полученного газа; следовательно, само условие уже не предполагает выяснение, установление другой альтернативной величины калорийности, указанной в Акте, а впоследствии, в паспорте качества. В материалы дела представлены письма истца от 30.012017 N ЛЛ-29/544, от 27.06.2016 N 10-2/11665 согласно которым точками подключения являются ГРС "Озертицы" и ГРС "Суйда". Податель жалобы указывает, что калорийность проверялась и исследовалась поставщиком вдали от места приема-передачи газа, на ГРС "Шоссейная", несмотря па место передачи газа, которым является граница газораспределительных сетей поставщика и покупателя. В деле имеются Акты разграничения эксплуатационной ответственности" от 23 июня 2017 года, указывающие места передачи газа. Податель жалобы указывает, что в Актах приемки-передачи газа отсутствует такое место передачи как ГРС "Шоссейная", следовательно, по мнению заявителя, показатель ФОТС газа (калорийности) взятый из этой точки не является доказательством надлежащего факта калорийности полученного по договору газа. По мнению заявителя, паспорт качества за апрель 2019 года, содержащий сведения о ФОГС потребленного газа, не отражает и не подтверждает фактических обстоятельств по спору; паспорт качества показывает сведения только на магистральных сетях, на значительном удалении от места покупки газа. В п.4 Паспорта указано МГСТО отбора проб газа: ИТР N5ГРС "Шоссейная", которое, по мнению заявителя, никакого фактического значения для поставки газа по договорам не имеет, а тем более для расчета цены по договорам. ГРС "Шоссейная" находится на внушительном расстоянии от места передачи газа, где устанавливается цена газа по договору, в соответствии с правилами пунктов 6.1, 6.2 договоров поставки. Заявитель полагает, что предоставленный в дело паспорт качества искажает само требование, установленное в ГОСТе 5542-2014 пунктами 7.1, 7.3. По мнению подателя жалобы, ссылка истца па ГОСТ 31370-2008 "Природный газ. Руководство по отбору проб" - не состоятельна, поскольку ГОСТ 31370-2008 не имеет цель обязательного указания па определенное место отбора проб. Ответчик приходит к выводу, что место отбора проб устанавливают самостоятельно, по своему усмотрению поставщик (газоснабжающая организация) и трансгаз (газотранспортная организация. Кроме того, с учетом положения о принадлежности истца к субъекту естественной монополии на товарном рынке, податель жалобы считает указанные действия как ущемление интересов ответчика, в том числе навязывание контрагенту условий договора; покупатель не имеет подтверждающих документов по поставке газа, истцом не была доказана сумма основного долга и фактическая калорийность газа.
От Предприятия поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика представил дополнительные объяснения, заявил ходатайства о приобщении дополнительных доказательств и о приостановлении производства по апелляционной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения ходатайств.
Апелляционный суд в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, поскольку ответчик не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьями 143-145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для приостановления производства по апелляционной жалобе.
Представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 19.04.2019 ООО "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург" (поставщик) и ООО "Мир Техники" (покупатель) заключен договор поставки газа N 47-А0251 (далее - договор) в редакции протокола согласования разногласий.
Согласно пункту 2.1. договора поставщик обязался поставлять покупателю природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный на точки подключения покупателя, расположенную по адресу: 47-2-24735, Ленинградская область, Кингисеппский район, дер. Фалилеево, 35Б.
Стороны согласовали объем поставки газа на 2019 г. (тыс.куб.м), за апрель - 27, 000; май- 32, 000, за июнь и июль 18 000, за август - 19 000, сентябрь - 25 000, октябрь 86 000, ноябрь - 105 000, декабрь 140 000.
Согласно договору, поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ООО "Мир Техники" на законном основании. Данное оборудование подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе и техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствует проекту газоснабжения, все требования нормативно-технической документации для получения газа выполнены и соблюдены.
Местом передачи газа является граница газораспределительной сети газораспределительной организации АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (ГРО) и сети ООО "Мир Техники" или третьих лиц.
Право собственности на поставленный газ переходит от поставщика к покупателю в месте передачи газа (п. 2.2.).
Согласно п. 2.3. договора транспортировки газа с ГРО от границы магистральных газопроводов ООО "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург" с газораспределительными сетями ГРО до места передачи газа, указанного в п. 2.2. договоров, заключает поставщик.
В случае наличия между газораспределительными сетями ГРО и покупателя сетей других ГРО или третьих лиц, покупатель самостоятельно организует транспортировку газа от своего газоиспользующего оборудования.
Месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и расчетным периодами является календарный месяц (п. 2.4).
Согласно пункту 4.1. договоров поставляемый газ должен соответствовать показателям качества, предусмотренным ГОСТ 5542-2014 "Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия". Паспорт качества газа оформляется Трансгазом один раз в месяц на основании средних арифметических значений за месяц компонентного состава и физико-химических показателей (ФХП) газа. Компонентный состав и ФХП газа определяются с использованием лабораторных либо потоковых хроматографов, установленных в аккредитованных или аттестованных в установленном порядке химико-аналитических лабораториях или на других объектах Трансгаза. Одорирование газа осуществляется Трансгазом, контроль интенсивности запаха газа - ГРО.
Поставщик обязан по требованию покупателя предоставлять Паспорт качества на поставленный газ (п. 4.4).
Согласно пункту 5.1. договора учет количества газа, поставленного покупателю, производится на основании показаний Узла учета газа (УУГ), установленных у поставщика, а при их отсутствии - у покупателя, принятых в эксплуатацию поставщиком в соответствии с п. 5.11. договоров и соответствующих требованиям нормативной документации, указанной в п. 1.1. договора.
Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. За единицу объема принимается 1 куб.м газа используются величины физических свойств газа по данным Паспорта качества газа, выданного поставщиком.
Измерение объема газа выполняется по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений соответствующим требованиям ГОСТ Р 8.741-2011, МИ 3082-2007 и иным нормативным документам по обеспечению единства измерений (п. 5.2).
Согласно пункту 5.14 договоров не позднее третьего календарного дня месяца, следующего за отчетным, поставщик составляет акты поданного-принятого газа за прошедший месяц отдельно на объемы газа ПАО "Газпром" и газа независимых организаций по форме приложения N 3 к договору. Данный акт является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ) и выставления счета-фактуры.
В силу пункта 5.15 договоров в случае несогласия с определением количества поданного газа покупатель заявляет об этом поставщику в течение трех суток с момента получения акта поданного-принятого газа. При неполучении поставщиком подписанного акта или обоснованных письменных возражений в указанный срок акт считается принятым сторонами. При наличии разногласий в оценке качества и/или количества газа, в том числе выявления разбаланса, несогласная сторона отражает свои замечания в акте поданного-принятого газа и обращается за разрешением спора в арбитражный суд в течение 30 дней.
До урегулирования разногласий и/или принятия решения арбитражным судом или в случае не обращения в арбитражный суд в указанный срок количество поставленного газа для расчетов между сторонами принимается по данным поставщика, а качество - по Паспорту качества, выданному поставщиком.
Согласно пункту 6.1 договоров цена на газ (без НДС) в месте передачи газа поставщиком покупателю формируется из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО, специальной надбавки к тарифам за транспортировку газа по распределительным сетям ГРО для финансирования программ газификации; составляющие цены на газ устанавливаются в порядке, определяемом уполномоченными органами Федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оптовая цена газа по договорам установлена на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям: температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/ куб.м (33080 кДж/куб.м). При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ФОТС) от расчетной поставщик ежемесячно производит перерасчет оптовой цены газа (п. 6.2).
Расчеты за поставку газа производятся покупателем на основании счета-фактуры, выставляемого поставщиком на стоимость фактически потребленного в отчетном месяце газа, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика до 18-го числа месяца, следующего за отчетным.
Обязательства покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет поставщика (п. 6.3).
Один экземпляр согласованной накладной, акта сверки расчетов по договорам за потребленный газ с подписями и печатью предприятия должны быть возвращены поставщику в течение 3-х рабочих дней с момента получения, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. В случае несогласия с данными поставщика покупатель предоставляет мотивированные возражения в вышеуказанные сроки (п. 6.4).
Обязательства в части поставки и отбора газа по договору подлежат исполнению сторонами с 21.04.2019 по 31.12.2019 (п. 10.1).
Исходя из условий договора, цена поставляемого газа в договоре ставится в зависимость от фактической ФОТС и подлежит перерасчету лишь в том случае, если фактическая ФОТС отлична от расчетной теплоты сгорания, составляющей 7900 ккал/куб.м.
В течение апреля 2019 ответчику истцом поставлен газ в объеме 12, 221 тыс. куб.м, что подтверждается:
- актами поданного-принятого газа от 30.04.2018 с приложением посуточных поставок);
- товарной накладной на отпуск газа, конденсата и счетом-фактурой N 2А0251-904-0029589 от 30.04.2019, на сумму 80 474, 11 руб.
Претензии по количеству поставленного газа по вышеуказанным документам ответчиком не заявлены.
Согласно расчету истца, задолженность по оплате поставленного газа по договору поставки газа N 47-А-0251 от 19.04.2019 составляет за апрель 2019 года 4 177, 50 руб.
Претензия от 07.05.2019 N ММ-08/4743 с уведомлением о наличии вышеуказанной задолженности за поставленный газ и требованием произвести за него оплату до 18.05.2018, была оставлена ООО "Мир Техники" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Спорные правоотношения по поставке и транспортировке газа регулируются положениями части первой ГК РФ, общими положениями о купле-продаже (§ 1 главы 30), положениями о договоре поставки (§ 3 главы 30), положениями о договоре энергоснабжения (§ 6 главы 30), положениями о договоре возмездного оказания услуг (глава 39), положениями специального Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ о газоснабжении), а также подзаконными нормативными актами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации", Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила ограничения поставки газа), Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила пользования газом), Правилами учета газа в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения); Правилами принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2015 N 941, актами ФСТ России: Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.06.2011 N 154-э/4 "Об утверждении Методики определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
В соответствии пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Законом N 69-ФЗ о газоснабжении.
В соответствии со статьей 4 Закона N 69-ФЗ о газоснабжении в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, государственная политика в указанной области осуществляется, в частности, в соответствии с принципом определения основ ценовой политики в отношении газа.
Согласно пункту 1 Основные положения определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя (пункт 11 Основных положений).
Регулирование оптовых цен на газ для систем газоснабжения, в рамках которых осуществляется поставка газа на внешние рынки, осуществляется на основе формулы цены на газ (пункт 11 (1) Основных положений).
Органом, осуществляющим правовое регулирование и установление цен на газ, а также тарифов на услуги по транспортировке газа и платы за оказываемые поставщиками газа снабженческо-сбытовые услуги, является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2017 N 776/17 с 01.07.2017 утверждены оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, подлежащие учету при формировании цен на газ для потребителей.
Согласно названному приказу оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта.
Оптовые цены, используемые в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1000 куб.м), приведенную к следующим условиям:
- температура (t град.) +20 градусов по Цельсию;
- давление 760 мм рт.ст.;
- влажность 0%;
- расчетная объемная теплота сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по утвержденной названным приказом формуле.
Судом установлено, что ответчик не оспаривал, что согласованная сторонами цена на газ превышает максимальный ценовой уровень, установленный ФСТ России для ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц, а размер платы находился в пределах минимального и максимального уровней.
Возражения ответчика сводятся к оспариванию калорийности газа (или объемная теплота сгорания) - физико-химический показателей, влияющий на ценообразование.
Расчет цены поставляемого газа производится с учетом фактической теплоты его сгорания (калорийности). Чем выше показатель теплоты сгорания газа, тем выше стоимость его поставки. Теплота сгорания, или теплотворная способность газа как топлива, - это количество теплоты, выделяемой при полном сгорании единицы количества вещества (кг или куб.м), измеренного при нормальных стандартных условиях (давление, температура).
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи, включая договор энергоснабжения, положения, предусмотренные § 1 "Общие положения о купле-продаже", применяются, если иное не предусмотрено правилами этого Кодекса об этих видах договоров.
По общему правилу на продавца возложена обязанность передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (пункт 1 статьи 469 ГК РФ).
Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара (пункт 3 статьи 474 ГК РФ).
В силу статьи 19 Закона о газоснабжении поставка газа осуществляется потребителям только при соответствии установленным требованиям, которые с учетом части 2 статьи 8 Закона определяются Правительством Российской Федерации.
Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями (пункты 21, 35 правил поставки газа).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" газ относится к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Постановлением Госстандарта РФ от 21.08.2000 N 60 утверждены Правила проведения сертификации газа. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 20 утверждена Система сертификации газа. ГОСТ 5542-2014 "Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения.
Технические условия" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.10.2014 N 1289-ст).
Данный Стандарт распространяется на природные горючие газы, поставляемые в системы газораспределения и используемые в качестве сырья и топлива промышленного и коммунально-бытового назначения.
Действуют иные стандарты, определяющие требования к поставляемому газу, принятые в соответствии с правилами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктом 4.1 договора поставляемый газ должен соответствовать ГОСТ 5542-2014 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия", паспорт качества газа оформляется ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" раз в месяц.
ООО "Мир Техники" оспаривает стоимость поставленного газа только в части перерасчета оптовой цены на газ по фактической калорийности.
Судом установлено, что ответчиком не были представлены доказательства проведения альтернативных исследований. Сведения поставки газа меньшей калорийности в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд пришел к выводу, что факт поставки газа за апрель 2019 года истцом подтверждён документально и признан ответчиком.
Ответчик, указывая на необходимость отбора газа в точке подключения газопотребляющего оборудования покупателя к газораспределительной сети и расчета стоимости газа по минимальной расчетной норме калорийности газа, не представил в суд доказательства и не привёл нормы права, обязывающие поставщика совершать указанные действия.
Судом установлено, что ООО "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург" документально подтвердило все обстоятельства в обоснование своих требований.
Суд первой инстанции отклонил доводы ответчика, что измерения калорийности газа должны проводиться при входе на каждый газопотребляющий объект, мотивированные ссылкой на пункт 2.6. "Правил учета газа", утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Постановление N 961), согласно которому при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект.
В соответствии с положениями пунктов 1.2. и 1.3. Постановления N 961 при проведении учета газа (в силу закона учет газа должен вести потребитель, так как является владельцем узла учета газа) осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей (пункт 1.3 Правил N 961).
Узлы учета газа, принадлежащие покупателю, и установленные при входе в газопотребляющее оборудование, не оборудованы средствами измерения газа, определяющими компонентный состав и теплоту сгорания (что указывает на качество газа).
Сведения о параметрах газа с корректора покупателя не указывают на качество газа.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу, что измерения газа при входе на каждый газопотребляющий объект применительно к данному делу могут осуществляться только по количественным значениям объемов газа. Контроль качества газа обеспечивается истцом путем оформления паспортов качества газа ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее -Трансгаз) один раз в месяц на основании анализов, проведенных в лабораториях Трансгаза, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.1).
Суд указал, что довод ответчика о необходимости измерения калорийности на входе в газопотребляющее оборудование основан на неправильном применении Постановления N 961 и толковании условий договора.
Суд первой инстанции также отклонил как не относящуюся к делу ссылку ответчика на подпункт 3 пункта 5.11 договора, устанавливающий право поставщика производить отборы газа на узлах учета газа покупателя для определения его физических свойств самостоятельно или с привлечением специализированной организации.
В пункте 5.11. договора поставки газа указано о проверках средств измерений (СИ) на узлах учета газа (УУГ).
В соответствии с договором поставки Поставщик оставляет за собой право производить отборы проб газа на УУГ покупателя, для контроля работоспособности СИ, измеряющих физико-химические параметры газа (ФХП).
Между тем, материалами дела установлено, и ответчиком не оспорен факт отсутствия на УУГ покупателя СИ, измеряющее ФХП газа, в том числе калорийность. В связи с этим заборы проб на УУГ ответчика не производятся.
Суд отклонил довод ответчика о том, что отбор газа для проб должен производиться в месте передачи газа, так как пунктом 6.1. договора поставки газа установлено, что цена на газ определяется в месте передачи газа поставщиком покупателю.
Цена на газ формируется из 4-х составляющих:
- оптовая цена на газ ПАО "Газпром"; - плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ),
- тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО;
- специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГРО.
Судом установлено, что применительно к данному делу, место передачи газа (на границе раздела сетей ГРО и Покупателя пункт 2.2. договора) влияет на:
1. перечень составляющих цены на газ;
2. тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО, устанавливаемый приказами ФАС для каждой ГРО в разрезе субъектов РФ;
3. специальную надбавку к тарифу на транспортировку газа по газораспределительным сетям ГРО, устанавливаемую распоряжениями Комитетов по тарифам для каждой ГРО в разрезе субъектов РФ.
Оптовая цена на газ определяется на выходе из системы магистральных газопроводов в соответствии с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Постановление N 1021) и Приказом ФАС России от 13.06.2017 N 776/17.
Оптовая цена на газ, которая напрямую зависит от калорийности, определяется на выходе из системы магистральных газопроводов в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, а не в месте передачи газа (на границе сетей ГРО и покупателя).
Для определения оптовой цены на газ за спорный период апрель 2019 года поставщиком были использованы результаты измерений аттестованной химической лаборатории ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", расположенной на ГРС "Шоссейная", т.е. на выходе из системы магистральных газопроводов.
В подтверждение фактической объемной теплоты сгорания (калорийности) газа, поставленного в спорный период.
ООО "Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург" представило в материалы дела паспорт качества газа за апрель 2019 года.
Из указанного паспорта качества газа следует, что фактическая теплота сгорания, определенная на основании анализов за апрель 2019 года, составляет 8097,00 ккал/м3.
В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 перерасчет оптовых цен осуществляется по формуле, приведенной в приложении к Приказу ФАС России от 13.06.2017 N 776/17 и в п. 6.2. договора.
Указанный перерасчет осуществлен Поставщиком.
Суд первой инстанции признал, что отбор проб газа для получения ФХП газа и составления паспорта качества газа произведен поставщиком в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями договоров.
Суд отклонил как необоснованный довод ответчика относительно влияния давления и температуры в газопроводе (на ГРС "Шоссейная" и в точке подключения оборудования ответчика к газораспределительной сети) на теплоту сгорания (калорийность).
Физико-химические свойства газа, к которым в том числе относится калорийность, измеряются в соответствии п.4.1. ГОСТ Р 56333-2015 "Газы горючие природные", согласно которому стандартными условиями измерения и вычисления физико-химических свойств являются:
- температура 293,15 К (20,0°С);
- давление 101 325 Па (760 мм рт.ст.).
При определении высшей (низшей) теплоты сгорания газа стандартной температурой сгорания является 298,15 К (25,0°С).
Таким образом, калорийность измеряется не в реальных условиях, а в специально заданных (стандартных).
В паспорте качества газа, выданном Трансгазом, указана низшая теплота сгорания при стандартных условиях.
В соответствии с разделом 5 договора поставки газа за единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях.
Условия (давление и температура), при которых определяется значение низшей теплоты сгорания, в лаборатории Трансгаза (ГРС "Шоссейная) и в точке подключения являются идентичными.
Вышеуказанные доводы подтверждаются письмом Трансгаза от 26.09.2018 исх. N 10-2/19696, согласно которому калорийность транспортируемого по системе МГ природного газа, ни от давления газа, ни от места отбора проб не зависит.
Суд первой инстанции отметил, что доводы Общества по калорийности газа являлись предметом исследования в рамках дел: N N А56-12932/2016, А56-51049/2017, А56- 58149/2017, А56-69480/2017, А56-73681/2017, А56-87276/2017, А56-104003/2017, А56-84178/2018, А56-53490/2018, А56-39173/2018, А56-53490/2018.
В рамках указанных дел арбитражным судом установлено, что стоимость поставленного газа правильно рассчитана поставщиком с учетом фактической калорийности, измеренной аттестованной химической лабораторией Трансгаза, расположенной на ГРС "Шоссейная" в соответствии с требованиями ГОСТ 5542-2014. Суды отклонили доводы ООО "Мир Техники" о необходимости отбора газа для проб непосредственно перед котельными покупателя в целях определения калорийности газа, поскольку данный довод не основан на условиях договоров и не предусмотрен нормами действующего законодательства. Доказательства поставки поставщиком газа меньшей калорийности, чем указано в актах поданного-принятого газа и товарных накладных на отпуск газа, ООО "Мир Техники" в материалы дела не представило.
Доводы Общества о необходимости определения калорийности на входе в газопотребляющее оборудование по цене в месте передачи газа (п. 6.1.), по влиянию давления на калорийность, были предметом рассмотрения по делу N А56-12971/2018, в котором арбитражный суд отклонил указанные доводы Общества.
Таким образом, довод Ообщества по настоящему делу о неправильном расчете стоимости поставленного газа неоднократно был предметом рассмотрения в судах и не нашел своего подтверждения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что стоимость газа, отпущенного в спорном периоде по договору, определена истцом в соответствии с величиной фактической объемной теплоты сгорания, отраженной в названном паспорте.
Ответчик не представил доказательства, опровергающие отраженные в паспорте газа его физико-химические показатели. ГОСТ 31370-2008 "Природный газ. Руководство по отбору проб" не предусматривает обязательного отбора проб газа в точках подключения покупателя к сетям ГРО. При наличии сомнений в качестве получаемого газа потребитель должен был самостоятельно создать аккредитованную лабораторию и сличить показатели качества газа, однако, сторонами не проводились совместные контрольные испытания при возникновении разногласий по показателю качества газа по п. 7.8. ГОСТа 5542-2014 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения".
Судом первой инстанции установлено, что возражения ответчика о калорийности поставленного газа, основанные на анализе поставленного газа с 01.2017 по 06.2019, который проведен при сравнении данных температуры точки росы и теплоты сгорания по ежемесячным паспортам качества газа с января 2017 по январь 2019 гг., достоверно не подтверждены допустимыми и достаточными доказательствами, в том числе альтернативным исследованием пробы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт поставки газа в спорный период ответчиком не оспаривается, разногласий по объему не заявлено, возражения по примененной в расчетах стоимости газа объемной теплоте сгорания являются необоснованными. Поскольку иск не опровергнут, ответчик обязан оплатить полученный газ в заявленной истцом сумме. Исковые требования подлежат удовлетворению арбитражным судом в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Не оспаривая установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, ответчик в жалобе настаивает на утверждении о недостоверности указанной поставщиком величины калорийности поставленного газа, ссылаясь на то, что калорийность проверялась и исследовалась поставщиком вдали от места приема-передачи газа, на ГРС "Шоссейная", несмотря па место передачи газа, которым является граница газораспределительных сетей поставщика и покупателя.
В подтверждение фактической объемной теплоты сгорания (калорийности) газа, поставленного в спорный период, Истец представил в материалы дела паспорт качества газа за апрель 2019 года, выданный Химической лабораторией Инженерно-технического центра Колпинского ЛПУМГ ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", согласно которому объемная теплота сгорания составила 8 097,00 ккал/м3. В паспорте качества горючего природного газа, выдаваемом ежемесячно ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" указывается низшая объемная теплота сгорания (калорийность) газа при стандартных условиях (стандартные условия указаны в паспорте качества газа).
Цена, пересчитанная поставщиком на калорийность в апреле 2019 года составила: 4 640,91 руб. за 1000 куб.м (4 528,00 х 8 097,00/7900), на что указано в товарных накладных и в актах поданного-принятого газа за апрель 2019 года.
Параметры газа (в т.ч. калорийность) берутся по данным сторонней организации -Трансгаза, и в случае отклонения фактической калорийности от расчетной (равной 7900 ккал на 1 куб.м). Поставщик при определении оптовой цены газа учитывает именно фактическую калорийность, что предусмотрено п. 4.1. договора.
Таким образом, указанный порядок формирования оптовой цены на газ, предусмотрен договором. Кроме того, договором поставки газа определено, что пробы газа берутся исключительно на объектах или лабораториях Трансгаза, а не в любой точке газораспределительной сети по желанию покупателей газа.
Определение калорийности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области производится в центральной химико-аналитической лаборатории Трансгаза на ГРС "Шоссейная", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.42/2.
Из писем Трансгаза от 27.08.2018 исх. N 02/17500 и от 12.05.2016 исх. N 10-2/8517 следует, что данные паспорта качества газа с ГРС "Шоссейная" распространяются на газ, транспортируемый по магистральным газопроводам Серпухов-Ленинград, Белоусово-Ленинград и Кохтла-Ярве-Ленинград 1,2 догазораспределительных станций (далее - ГРС) "Озертицы" и "Суйда".
С указанных газопроводов ответчик через газораспределительную сеть среднего давления получает газ на свои котельные, расположенные в Лужском и Кингисеппском районах Ленинградской области.
Паспорт качества оформляется на основании измерений физико-химических показателей в соответствии с методами испытаний, проведенных испытательной лабораторией Трансгаза.
Согласно пункту 7.3. ГОСТ 5542-2014 "Газы природные для промышленного и коммунально-бытового назначения" места отбора проб для контроля качества газа на соответствие требованиям данного ГОСТ стороны (поставщик и покупатель) устанавливают в соглашении, исходя из условий поставки природного газа.
ГОСТ 31370-2008 "Природный газ. Руководство по отбору проб" также не предусматривает обязательного отбора проб газа в точках подключения покупателя к сетям ГРО.
Таким образом, калорийность газа, поставленного в марте 2019 года, подтверждена паспортом качества газа за март 2019 года, выданным Химической лабораторией Колпинского ЛПУМГ ООО Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (Инженерно-техническим центром), расположенной на ГРС "Шоссейная".
Величина калорийности природного газа и его химический состав при транспортировке по магистральным газопроводам и далее по газораспределительным сети остаются постоянными.
Калорийность газа зависит исключительно от его компонентного состава (т.е. химического состава газа) и не зависит от давления газа в газопроводе, температуры, влажности окружающей среды и мест отбора проб газа. Указанное подтверждается письмом Трансгаза от 26.09.2018 исх.N 10-2/19696.
Калорийность измеряется не в реальных условиях поставки газа, а в специально заданных в лаборатории (стандартных).
В паспорте качества газа, выданном Трансгазом, указана низшая объемная теплота сгорания (калорийность) газа при стандартных условиях.
В соответствии с разделом 5 договоров поставки газа за единицу объема принимается 1 куб.метр газа при стандартных условиях.
Таким образом, условия (давление газа, температура и влажность окружающей среды), при которых определяется значение объемной теплоты сгорания (калорийности) газа, для всех проб газа, взятых как в лаборатории Трансгаза (на ГРС "Шоссейная"), так и в точках подключения газового оборудования Ответчика в Лужском и Кингисеппском районах Ленинградской области, должны быть идентичными
Измерение объемной теплоты сгорания (калорийности) транспортируемого по системе газопроводов природного газа не зависит от места отбора проб, от давления газа в газопроводе, от температуры и влажности окружающей среды.
УУГ, установленные при входе в газопотребляющее оборудование ООО "Мир Техники", принадлежат покупателю, и не оборудованы средствами измерения физико-химических показателей газа, в том числе калорийности.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, измерения газа при входе на каждый газопотребляющий объект ответчика могут осуществляться только по количественным значениям объемов поставляемого газа.
Производить отбор газа на УУГ ответчика для поверки работоспособности СИ физико-химических показателей газа, в том числе калорийности, на основании пп. 3 п. 5.11 договора поставки газа нет необходимости, поскольку СИ отсутствуют.
Контроль качества газа обеспечивается поставщиком путем оформления паспортов качества газа Трансгазом один раз в месяц на основании анализов, проведенных в лабораториях Трансгаза, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.1).
Таким образом, довод ответчика о необходимости измерения калорийности на входе в газопотребляющее оборудование основан на неправильном толковании условий договора.
В деле отсутствуют доказательства поставки истцом газа меньшей калорийности, чем указано в актах поданного-принятого газа и товарных накладных на отпуск газа, что препятствует признанию обоснованными возражения ответчика.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2019 по делу N А56-62046/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62046/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: ООО "МИР ТЕХНИКИ"