28 мая 2020 г. |
Дело N А66-1556/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,,
рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А66-1556/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Ржева "Содействие", адрес: 172381, Тверская обл., г. Ржев, Партизанская ул, д. 35, ОГРН 1106914001039, ИНН 6914015466 (далее - МУП "Содействие", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным предписания от 08.11.2018 N 4519/ОГ-18 (2).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия Тверской области", адрес: 170028, г. Тверь, пр. Победы, д. 53 (далее - ГУ "РЭК") и общество с ограниченной ответственностью "Энергосистема", адрес: 172384, Тверская обл., г. Ржев, ул. Соколова, д. 54, ОГРН 1176952012720, ИНН 6914019693 (далее - ООО "Энергосистема").
Решением суда от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2019, заявленные Предприятием требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать Предприятию в удовлетворении требований в полном объеме в связи с неправильным применением судом норм материального права и ошибочной оценке значимых обстоятельств дела. Податель жалобы настаивает на необоснованном применении норматива, установленного для многоквартирного дома (далее - МКД) с централизованной системой горячего водоснабжениям в виду недоказанности наличия такой системы, поскольку понятие "центрального" водоснабжения, со способом приготовления коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляемом в тепловом узле многоквартирного дома для одного здания (что имеет место в данном случае) не равнозначно "централизованному". В обоснование своих доводов, в том числе ссылается на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.07.2017 N 24877-ОО/04.
Представители ГЖИ, Предприятия, ООО "Энергосистем", ГУ "РЭК", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с обращением гражданки, проживающей в МКД N 47 по ул. Октябрьской в г. Ржеве, ГЖИ на основании распоряжения от 09.07.2018 N 4519/ОГ-18 проведена внеплановая документарная проверка Предприятия, осуществляющего управление указанным МКД на основании лицензии от 06.05.2015 N 000069 и договора управления от 26.10.2015.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.08.2018 N 4519/ОГ-18 в котором зафиксировано нарушение Предприятием требований пункта 4.1.1 договора управления от 26.10.2015, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившемся в начислении платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, за май - июнь 2018 года с применением норматива потребления со степенью благоустройства "Многоквартирные дома с централизованным горячим водоснабжением".
При этом Инспекция исходила из того, что в МКД отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
Предписанием ГЖИ от 08.11.2018 Предприятию предложено прекратить начисление платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества собственникам и пользователям спорного МКД, до установления уполномоченным органом норматива потребления данного коммунального ресурса для МКД с аналогичными степенью благоустройства и этажностью, осуществить перерасчет платы за горячую воду, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД, собственникам и пользователям в МКД за май - июнь 2018 года.
Не согласившись с предписанием Инспекции, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства и доводы, представленные участниками спора, установил обстоятельства дела и признал оспариваемое предписание ГЖИ незаконным в виду значимых положений жилищного законодательства, с учетом конкретных обстоятельств, подтверждающих наличие в МКД централизованной системы горячего водоснабжения, а равно сочтя преюдициальными выводы судов, изложенных в судебных актах по делу N А66-14148/2018.
Апелляционный суд, исключив выводы о преюдициальности судебного акта по делу N А66-14148/2918, поддержал выводы суда первой инстанции о наличии в МКД централизованного водоснабжения, и как следствие, незаконности оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения в силу следующего.
Статус Предприятия как управляющей компании (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Такое участие обусловлено целым рядом нормативных требований и условиями договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (части 1, 2.3, 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 названного Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют в частности случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 29 Правил 491, включение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по установленным тарифам.
В силу пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под "нецентрализованной системой горячего водоснабжения" понимаются "сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно" (пункт 12); под "централизованной системой" - "комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта" (пункт 27); под "объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - "инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (пункт 14).
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Нормативы потребления холодной и горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлены приказом ГУ "РЭК" от 29.05.2017 N 39-нп в зависимости от степени благоустройства и этажности многоквартирного дома. При этом данный норматив установлен только для многоквартирных домов со степенью благоустройства "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".
Тот факт, что потребителю за период май - июнь 2018 года начислена плата за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в МКД с применением норматива потребления горячей воды, установленного приказом ГУ "РЭК" от 29.05.2017 N 39-нп, Предприятие не отрицает, ссылаясь на то, что спорный дом имеет централизованную систему горячего водоснабжения.
Как следует из пояснений управляющей компании, тепловая энергия поставляется от котельных по закрытой системе теплоснабжения. При этом в МКД установлены водоводяные скоростные подогреватели (бойлеры), в которых происходит нагревание холодной воды посредством встречного прохождения в элементах бойлера холодной воды с теплоносителем, подаваемом с котельной.
Суды, оценив представленные в материалы дела схемы теплоснабжения города Ржева Тверской области, технический паспорт на МКД и сопоставив их с пояснениями Предприятия, согласились с его доводами.
Суд округа находит вышеуказанную позицию судов правильной и обоснованной. Иного подателем жалобы не доказано.
При проверке Инспекцией не было установлено, какие именно бойлеры находятся в МКД; доказательств того, что находящиеся в доме бойлеры являются индивидуальными тепловыми пунктами, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно, в деле не имеется.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно сочли, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, в соответствии с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным.
Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А66-1556/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.