г. Вологда |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А66-1556/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2019 года по делу N А66-1556/2019,
установил:
муниципальное унитарное предприятие г. Ржева "СОДЕЙСТВИЕ" (ОГРН 1106914001039, ИНН 6914015466; адрес: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 35; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 08.11.2018 N 4519/ОГ-18(2).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, главное управление "Региональная энергетическая комиссия Тверской области", общество с ограниченной ответственностью "Энергосистема" (далее - ООО "Энергосистема").
Решением суда от 27 августа 2019 года суд удовлетворил заявленные предприятием требования.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и отказать предприятию в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что материалами дела доказано наличие в многоквартирном доме (далее - МКД) общего имущества, предназначенного для приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, и отсутствие централизованной системы горячего водоснабжения. В связи с чем, по мнению инспекции, предприятие необоснованно применило норматив, установленный для МКД с централизованным горячим водоснабжением. Полагает необоснованной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Тверской по делу N А66-14148/2018, поскольку оно в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не имеет преюдициального значения.
ООО "Энергосистема" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало приведенные в ней доводы инспекции.
Предприятие и главное управление "Региональная энергетическая комиссия Тверской области" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.07.2018 N 4519/ОГ-18 в связи с обращением гражданки, проживающей в МКД N 47 по ул. Октябрьской г. Ржева, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка предприятия, по результатам которой составлен акт проверки от 02.08.2018 N 4519/ОГ-18 и выдано предписание от 08.11.2018 N 4519/ОГ-18.
При проверке инспекцией установлено, что предприятие осуществляет управление указанным МКД на основании лицензии от 06.05.2015 N 000069 и договора управления от 26.10.2015.
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о нарушении предприятием требований пункта 4.1.1 договора управления от 26.10.2015, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), выразившемся в начислении платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, за май - июнь 2018 года с применением норматива потребления со степенью благоустройства "Многоквартирные дома с централизованным горячим водоснабжением".
При этом инспекция исходила из того, что в МКД отсутствует централизованная система горячего водоснабжения.
На основании этого оспариваемым предписанием заявителю предложено прекратить начисление платы за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества собственникам и пользователям спорного МКД, до установления уполномоченным органом норматива потребления данного коммунального ресурса для МКД с аналогичными степенью благоустройства и этажностью, осуществить перерасчет платы за горячую воду, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД, собственникам и пользователям в МКД за май - июнь 2018 года.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемое предписание инспекции незаконным и необоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ)
Наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о порядке содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Полномочия инспекция на выдачу предписания при выявлении в деятельности управляющих компаний нарушений действующего законодательства закреплены в части 5 статьи 20 ЖК РФ и пункте 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, спорное предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 названного Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют в частности случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 29 Правил 491, включение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по установленным тарифам.
В силу пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) под "нецентрализованной системой горячего водоснабжения" понимаются "сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно" (пункт 12); под "централизованной системой" - "комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта" (пункт 27); под "объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" - "инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (пункт 14).
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Нормативы потребления холодной и горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлены приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.05.2017 N 39-нп в зависимости от степени благоустройства и этажности многоквартирного дома.
Норматив потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен только для многоквартирных домов со степенью благоустройства "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".
Из представленного счета-квитанции за май 2018 года и приложенной к письму от 27.07.2018 N 750 истории начислений и платежей по услуге "Горячая вода ОДН" следует, что потребителю, проживающему по адресу: Тверская обл., г. Ржев, ул. Октябрьская, д.47 за период май - июнь 2018 года начислена плата за горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в размере 25,37 рублей с применением норматива потребления горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установленного приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.05.2017 N 39-нп для многоквартирных домов со степенью благоустройства "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением".
При этом из представленных в материалы дела схемы теплоснабжения города Ржева Тверской области, технического паспорта на МКД, следует, что спорный дом имеет централизованную систему горячего водоснабжения.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями предприятия, в соответствии с которыми, тепловая энергия поставляется от котельных по закрытой системе теплоснабжения. При этом в МКД установлены водоводяные скоростные подогреватели (бойлеры), в которых происходит нагревание холодной воды посредством встречного прохождения в элементах бойлера холодной воды с теплоносителем, подаваемом с котельной.
Инспекция не опровергла указанные обстоятельства.
Доказательств того, что находящиеся в доме бойлеры являются индивидуальными тепловыми пунктами, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно, инспекцией в материалы дела не представлено.
Также при проверке инспекцией не было установлено, какие именно бойлеры находятся в МКД, и возможно ли с их помощью самостоятельно осуществлять приготовление горячей воды.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2019 года по делу N А66-1556/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1556/2019
Истец: МУП г. Ржева "Содействие"
Ответчик: Главное управление "Государственая жилищная инспекция" Тверской области
Третье лицо: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, ООО "Энергосистема"
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2616/20
10.12.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9980/19
27.08.2019 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-1556/19
05.02.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-1556/19